Грозит ли Дону пчелиный мор
Фото с сайта: Flamber.ru
15.07.11.По планете шагает пчелиный мор. Все началось в США, а теперь перекинулось на европейцев — Германию, Швейцарию, Испанию, Грецию, Великобританию.
Пчеловоды России последние годы тоже отмечают массовую гибель пчел.
— Нынешней весной так шикарно цвела акация, надеялись на хорошие результаты, а пчелы повели себя странно: посидят чуть-чуть, потом ни с того ни с сего переворачиваются на спину и погибают, делится наболевшим знакомый пчеловод.
В областном управлении государственной службы занятости населения констатируют, что среди десяти начинающих предпринимателей, получивших субсидии на развитие собственного дела и потерпевших в прошлом году фиаско, был и пчеловод. У него погибли все закупленные на бюджетные деньги пчелосемьи.
Но если в США конгресс выделил на исследования и выяснение причин пчелиного мора кругленькую сумму, то у нас в этом вопросе все очень запущено.
— О чем можно говорить, если в стране еще в период правления Ельцина разработан, но так и не принят Закон «О пчеловодстве»? Хотя в послереволюционной России именно Декрет «О пчеловодстве» был одним из первых! — разводит руками председатель правления Союза пчеловодов Дона Александр Павлович Железняков. — Потеряв надежду на его появление, многие субъекты уже воспользовались своим правом и приняли региональные законы, регулирующие деятельность пчеловодов. В Ростовской области нет и этого. Десять лет назад такой закон был подготовлен учеными, ветврачами и, естественно, пчеловодами, многих из которых уже нет в живых, но воз и ныне там… Два года назад активисты движения его доработали с учетом требований современности — по-прежнему безрезультатно.
Если в зарубежном пчелином море исследователи склонны подозревать засуху, повышенную сотовую активность, отравление пестицидами и даже секретные испытания американцами неких электромагнитных установок, то в России причину этой беды следует сначала искать в другом.
— За рубежом система пчеловодства продумана на всех этапах, у нас же кто что хочет, то и делает, считает Александр Павлович. — Поэтому и причины гибели пчел разные. Раньше у нас тоже во главу угла ставилась не столько коммерческо-гастрономическая цель — получить как можно больше меда и других продуктов жизнедеятельности пчел, сколько сельскохозяйственная — опыление. Пчелопасеки в основном были общественные — принадлежали колхозам, заводам и разным организациям. Сейчас большинство (97%) находится в руках частников, кочующих по стране со своими фургонами. Потому что, сидя на одном месте, в большой медовый «плюс» не сработаешь.
Сколько всего в стране пчелосемей, сегодня точно не знает никто. Единственный источник информации, и то «со слов», Всероссийская сельхозперепись. Согласно ее данным, на Дону насчитывается 152 тысячи пчелосемей. Сейчас традиционная для наших мест серогорная пчела постепенно вытесняется завозной карпатской. Сделано это умышленно — опять-таки с целью повышения экономической эффективности. Считается, что по климатическим и географическим показателям она подходит Дону лучше.
— Но «чистая порода», к которой относится карпатская пчела, требует и другого подхода, нежели «дворняга» серогорная. Многие пчеловоды старой закалки и традиционных взглядов это не учитывают, что тоже служит причиной гибели пчел, считает главный пчеловод Дона. — Недостаточен и ветконтроль за пасеками и за ввозом пчелопакетов из Западной Украины. Документы проверяются, но в идеале должны существовать отстойники, где в течение нескольких дней наблюдалось бы состояние и поведение пчел.
Пчеловодство практически предоставлено само себе. В областном министерстве сельского хозяйства нам так и не удалось найти специалиста, курирующего эту отрасль.
— Его у нас нет, коротко подтвердили там столь печальный факт.
Тем не менее в некоторых районах области, понимая, что все это очень скоро может нехорошо аукнуться на делах в сельском хозяйстве, по собственной инициативе стали поддерживать пчеловодов. Конечно, пока это далеко от совершенства, но тем не менее.
В «хорошем» списке уже значатся Кагальницкий, Азовский районы и, несомненно, — Мясниковский, даже на гербе которого присутствует пчела.
По причине обозначившегося дефицита собственного меда наше сладкое лакомство и лекарство уже брали на исследование немцы. По всей видимости, имели коммерческие мысли. Но кроме бумаг «на память», подтверждающих, что донской мед — самый что ни на есть натурпродукт, ничего дальше не произошло.
— Из-за массы всевозможных требований, выполнение которых предполагает большие финансовые затраты, пробиться на их рынок нашим пчеловодам практически невозможно, вынуждены признать в Союзе пчеловодов Дона. — То ли дело китайский мед! Ему везде дорога открыта. Но, в отличие от других стран, мы в нем не нуждаемся. Дефицит собственного меда высокого качества нам пока не грозит.
Любовь Позднякова
Источник:
Газета «Наше время» ОТЧЕГО МАССОВО ГИБHУТ ПЧЕЛЫ В ПРИАЗОВЬЕ?
9.07.11.Этот вопрос волнует многих жителей Приазовья, потребителей меда, который в нынешнем году заметно вырос в цене. Владельцы пасек объясняют это мизерным выходом меда из-за массовой гибели пчел.
Например, пчеловод-любитель из Володарска Николай Солдатенко нынешней весной недосчитался 50% пчелосемей. Опытный мариупольский пчеловод Павел Безруков заметил, что у некоторых пчеловодов потери пчел достигли 80%, хотя самому ему удалось фактически полностью сохранить все пчелосемьи благодаря грамотному уходу за ними и качественному кормлению (на каждый улей в зиму он оставил по 40 кг майского меда).
Свою роль сыграл и тот факт, что посеянный генно-модифицированный рапс весной не взошел, и поля, вблизи которых находилась пасека, были пересеяны яровыми злаковыми культурами.
Как отметил начальник управления ветеринарной медицины в г. Мариуполе Константин ГОРОДЕЦКИЙ, обычно плановый отход пчел после зимовки составляет не более 10-15%. У индивидуальных мариупольских пчеловодов, как показали мониторинговые исследования, нынче этот показатель несколько выше и колеблется в пределах 15-45%.
На гибель пчелосемей сказались разные причины. Это и не должный уход за пчелами во время зимовки, негативное влияние ядохимикатов, которыми фермеры обрабатывали поля в период цветения растений, заболевания пчел. Хотя в ветеринарной аптеке есть все необходимые для лечения пчел медикаменты.
http://www.pr.ua/news.php?new=12865 Массовая гибель пчел наблюдается в Восточном Казахстане
6.07.11.Пчелиный мор зафиксирован в Кокпектинском районе Восточно-Казахстанской области. По словам местных пасечников, всему виной слишком рьяная обработка полей ядохимикатами.
«Улья пустеют на глазах, все вокруг усыпано мертвыми пчелами», – рассказал агентству «Интерфакс-Казахстан» пасечник Василий Либиков. По его словам, такая картина наблюдается в районе уже неделю. «Все началось после того, как наши поля с самолета обработали химикатами против саранчи», – сказал пчеловод.
Собеседник агентства отметил, что в течение нескольких дней после обработки «пчелы погибали особенно активно». «Отрава на цветах держится очень долго, видимо, из-за этого мор и продолжается», – предположил пенсионер. По словам пасечника, в каждом из 50 хозяйств, занимающихся пчеловодством в районе, опустела половина ульев.
Как передает телеканал «КТК», для большинства жителей Кокпектинского района продажа меда – единственная возможность заработать на жизнь. «Ну а что теперь? С кого что возьмешь? Дело в том, что надо было предупредить – мы хоть бы их прикрыли. А то никто никому ни слова не сказал. Работают, летают. Что делают, мы откуда знаем», – сетует другой пчеловод Николай Ипатко.
Хозяева ульев предполагают, что химикатов рассыпали больше нормы. Однако специалисты, которые проводили обработку, обвинения в свой адрес отрицают. Говорят, все нормативы соблюдали и даже предупредили о грядущих работах в местной газете.
«Конечно, с каждым из них мы индивидуально не говорили, но было размещено специальное объявление в газете, и был в курсе местный акимат», – ответили в территориальной инспекции минсельхоза Казахстана по ВКО.
http://vesti.kz/fragment/89818/