Цитата: neevklid от 11.04.2008 22:42:05
1. Первичность общества. (Пояснение. В либеральной модели первичен, т.е. несводим ни к чему иному — индивид, а общество — продукт договора индивидов. Противоположная модель — первично, т.е. несводимо ни к чему иному — общество, а индивид — его, с одной стороны, продукт, с другой — деятельный агент).
2. Приоритет общественной пользы (не обязательно материальной). Уважение к частной собственности — аспект уважения к Делу, которое делает владелец с помощью своей собственности. Дело, недостойное уважения, т.е. общественно вредное, должно быть пресечено, собственность изъята.
3. Констатация, что реальное равенство возможностей невозможно. Признание неравенства "по делам" (соцрейтинг?).
4. Тут единственная альтернатива — признание в той или иной форме определенной сакральной основы государства. Она может возводиться не к Богу напрямую, как в реальной монархии, а, например, к некой Миссии, направленной во внешний мир.
5. Воплощение общеобязательной морали в неких институтах. Что это может быть — надо думать. Возможно, Церковь. Может, еще что.
6. Здесь надо думать. Отрицать контроль общества за структурами власти, по-видимому, нельзя.
7. Выдвижение национальной (и религиозной?) идентичности на одно из первых мест в самосознании личности и общества. Возможно, формирование "ненаследственной аристократии" на основе п. 3.
8. Явная и открытая "стратегичность" политики, постановка и движение к долговременным целям. Подчинение экономики и, в частности, ее рыночного аспекта этой стратегической основе.
9. Ну, насчет универсальности западной либеральной модели понятно. Но должна ли новая идеология претендовать на универсальность — надо думать.
Если вы не против, прокомментирую некоторые пункты.
1) Вопросов нет.
2) Аналогично. Но тут синтетика - и её надо разложить на аналитику. К примеру, я считаю, что у человека обязательно должен быть дом (что под этим подразумевать - отдельный вопрос). Ну, хотя бы крыша над головой. Даже если человек нехороший.
3) ИМХО, равенство возможностей рулит - только его надо понимать правильно. Я под равенством возможностей понимаю ситуацию, при которой все люди имеют при рождении равные возможности. То есть стартовая база едина - и дальнейшая жизнь человека, то место, которое он займёт в обществе, будет зависеть исключительно от него самого, от того, что он будет делать, какую жизненную позицию займёт. То есть исключения неравенства "по рождению". То есть надо дать людям равную возможность реализовать себя. А потом, конечно, возникнет неравенство. Оно является естественным свойством человеческого общества, так как все люди разные.
4) Я думаю, надо просто пересмотреть основную функцию государства, его генеральную цель. ИМХО, генеральная цель государства - максимальное продление существования
своего народа в пространстве и времени. Именно своего. Для Германии это немцы, для Франции - французы и т.д. В случае полинациональных государств - сохранение государствообразующего народа и поддержание этнических пропорций во избежание перекосов.
И все действия государства должны быть подчинены именно этой цели. Действия могут быть непопулярными, даже тоталитарными, но если они подчинены указанной выше цели, то они правильны.
5) Мораль нужна, это бесспорно. Но я всё же сторонник светского государства, ибо:
а) Атеисты тоже могут быть высокодуховными людьми, равно как религиозные - подонками.
б) Вменяемые верующие и адекватные атеисты вполне могут сосуществовать друг с другом. Просто для этого у них должен быть общий основной принцип самоидентификации. По-моему, он очевиден: принадлежность к одному народу, одной нации, одной Родине. Кстати, от этого можно и моральные нормы выстраивать. Только с умом, а не как Гитлер, у которого не получалось мыслить в долгосрочной перспективе.
6) Угу, надо думать. Контроль должен существовать, но не должен быть помехой - вот в чём задача.
7) Сказал выше. Насчёт "аристократии" имеется только один вопрос. Положительные качества личности, увы, далеко не всегда передаются по наследству. Но если возникнет механизм создания некоей "идеальной аристократии", то я обеими руками "за". Только вот я плохо представляю, как можно сформировать эффективную, национально-ориентированную родовую аристократию так, чтобы этот институт реально работал. Но тут есть место для дискуссии.
8 и 9) Идеология, ИМХО, достаточно проста: все действия должны вести к максимальному продлению существования нации (и государства, соответственно) и всего человечества во времени и пространстве. То есть перед тем, как сделать что-то, надо подумать: "А чем это аукнется через 100/1000/1000000 лет?" И если получится, что долгосрочным результатом неизбежно станет лажа, то в печь такие действия. Итак, максимальное продление существования, по умолчанию подразумевающее существование некоего института долгосрочного планирования. С принципами либерализма (либерастии) и потреблятства это, естественно не совмещается вообще практически никак. Экономика остаётся основой, но её понимание должно измениться фундаментально - и рассматриваться она должна именно что с позиций долгосрочного развития, а не сиюминутного навара. И главная ошибка американцев в том, что они во многом исходят из принципа "после нас - хоть потом". Автора этого принципа (а точнее, его потомков) он довёл до ОЧЕНЬ крупных неприятностей, а страну так вообще 100 лет колбасило нипадецки. Не думаю, что следует повторять их ошибки.
Собственно, вотЪ.