Цитата: huron от 07.09.2011 09:03:45
"3. объяснительная сила - способность модели вскрывать причины наблюдаемых фактов и предсказывать новые факты (например. модели исторического изменения слова; системы машинного перевода в очень малой степени объяснительные)"
В писаниях современных философов в науки и гносеологов это толкуется расширительно в применении не только к языкознанию, а вообще к теоретическому знанию. Не очень понятно, почему из приведённого Вами же определения следует, что это исключительно "привилегия" лингвистики например (откуда приведены примеры). Мы же не узко специальные вопросы вопросы конкретной дисциплины обсуждаем. Кстати, если присмотреться то весьма большое число общеизвестных терминов получают своё специфическое, порой весьма отличное друг от друга толкование в различных областях знания. Методология и философия науки это не лингвистика, хотя некоторым сциентистам очень бы хотелось их туда засунуть(свести вопросы гносеологии к феноменологии с лингвистическим уклоном), что бы "неприятные" вопросы раздающиеся оттуда не портили "красоты картинки" догматизированного сциентизма, уже давно стоящего на охранительных позициях.
Если угодно можете считать себя уличившим меня в использовании специального термина в расширительном смысле. :)
Надеюсь "попустило" :D
А может чуть "проще" :) :
ОБЪЯСНЕНИЕ функция науч. познания, раскрытие сущности изучаемого объекта; осуществляется посредством постижения закона, которому подчиняется данный объект, либо путём установления тех связей и отношений, которые определяют его существ. черты. О. предполагает описание объекта (подлежащего объяснению) и анализ последнего в контексте его связей, отношений и зависимостей. В структуре О. как познават. процедуры различают след. элементы: исходное знание об объекте; знание, используемое в качестве условия и средства О. (основания О.); познават. действия, связанные с применением знания, оснований О., к объясняемому объекту. Наиболее развитая форма науч. О. — объяснение на основе теоретич. законов, связанное с осмыслением объясняемого объекта в системе теоретич. знания.
В науке широко используется форма О., заключающаяся в установлении причинных, генетич., функциональных и др. связей между объясняемым объектом и рядом условий, факторов и обстоятельств (напр., О. резкого увеличения численности населения в эпоху неолита переходом к земледелию). Основанием в таких О. выступают общие категориальные схемы, отражающие различные связи и зависимости, а сами О. нередко служат исходным пунктом развития представления об объекте в теоретич. понятие
ОБЪЯСНЕ́НИЕ
научное объяснение (в логике научного исследования), – раскрытие связей между к.-л. фактами, явлениями, событиями, процессами, закономерностями действительности – объектами научного О. – и другими (уже известными и объясненными; или же более общими и фундаментальными, чем объясняемые; или же их причинно обусловливающими и т.п.) явлениями (процессами, закономерностями), позволяющее осознать место объектов О. в нек-рой системе природных или обществ. взаимосвязей и законов и
в силу этого эффективно действовать в познавательной и (или) практич. сфере.
Так что объяснительная сила характеризует большую степень охвата и достоверности объяснением совокупности наблюдаемых явлений, т.е. чем она больше тем больше открывается дополнительные возможности по "эффективному действию".
Почему "сила" - проникновение понятия сила в дискурс философов и методологов научного знания произошло уже давно (пример. сильная/слабая гипотеза).
Почему по просьбам трудящихся ещё раз остановился на этих вопросах.
Мне кажется, что парадигмисты всё никак не могут усвоить
специфику исследований в области обществознания.
В этой сфере не удалось продвинуться дальше весьма старой схемы ("экспериментам" - нет!):
наблюдение --> описание --> систематизация --> объяснение
Такое положение вещей может нравиться или ненравиться, но это состояние теперешнего положения дел.
Причём наблюдение осуществляется "дедовскими" методами.
Что бы "физикам" было понятнее я бы проиллюстрировал прогресс в сфере регистрации эмпирических фактов следующим образом:
Если раньше "градус" общественного мнения измерялся на глазок или пальцем в воду, то сравнительно недавно был изобретён "термометр общественного мнения" - соцопрос. При этом что градуировка, что точность оставляют желать лучшего. Представляю себе "объяснительную силу" теорий современной физики если бы она располагала в своём арсенале чуть ли не единственным прибором в виде допотопного термометра.
Даже для секундомера пока не смог ещё аналогии подобрать. :)
Правда имеется ещё подруга Статистика, на "верность" которой может положиться только глубоко преданный ей воздыхатель, а вот интерпретация её "данных" это вообще отдельная тема: один в одном и том же наборе статистического материала видит апокалипсис нау, а другой полное и окончательное наступление миллениума, что главным образом зависит от политвкусов кормильца-грантодателя. Я подобные "исследования" причисляю к жанру "интерпритационной трёпологии".
Мало того такое понятие как "исторический факт" - это тоже та ещё песня, т.к. регистрации любого социального события велась и ведётся по сей день крайне фрагментарно и неупорядоченно, то никакого целостного представления получить фактически невозможно, а это как раз классика случая, когда кое-что кроется в "деталях". Вот недавний юбилей и всего-то 10 лет прошло: рухнули башни-близнецы - факт, а известны ли "все сопутствующие условия" - нет, результат - куча объяснений совсем недавнего события, т.к. официально задекларированное мифологическое "объяснение" мягко скажем не соответствует ряду наблюдаемых феноменов. А в истории как правило и остаются эти самые "непреложные" мифологические интерпритации и крайне случайные и фрагментарные артефакты.
Вообще расписывать подобные прелести естественникам наверное одно удовольствие, только вот саркастическими усмешками делу-то не поможешь. Можно конечно, подождать момента, когда потерпит крушение "тарелка" по случаю набитая современным исследовательским оборудованием для обсуждаемых вопросов, правда побаиваюсь, что "культ карго" будет почти гарантирован. :)
Или вооружиться методами естественных наук, только тогда начать придётся с разработки методов и методологии измерений и регистрации наблюдаемой общественной эмпирики. т.к. дела пока обстоят приведённым выше образом (я конечно как всегда несколько утрирую, но большой отрыв "точных наук" в области измерений совершенно очевиден), а применять принятые у естественников методы описаний и объяснений к фрагментарным наблюдениям отдельных аспектов наблюдаемой социальной реальности выраженным не в количественных,а в вербальных единицах (на словах), это всё равно что развивать "теории" микробиологии или молекулярной химии не имея микроскопа или астрофизики, не имея под рукой даже "телескопа Галилиея". Есть над чем задуматься. ;)