Тред №34765
новая дискуссия
Дискуссия
214
1216 г.
Закончилось крупнейшее в древнерусской истории междоусобное сражение на реке Липице (близ Юрьева-Польского), получившее у летописцев название Липицкого побоища, так как потери сторон составили около 20 тысяч человек.
Друг другу противостояли владимиро-суздальская рать князей ЯРОСЛАВА ВСЕВОЛОДОВИЧА и ЮРИЯ ВСЕВОЛОДОВИЧА и новгородско-смоленско-ростовское войско во главе МСТИСЛАВОМ МСТИСЛАВОВИЧЕМ УДАЛЫМ, ВЛАДИМИРОМ РЮРИКОВИЧЕМ (внуками князя смоленского и киевского РОСТИСЛАВА МСТИСЛАВОВИЧА) и КОНСТАНТИНОМ ВСЕВОЛОДОВИЧЕМ (старшим братом Ярослава и Юрия). 20 апреля противники расположились у реки Липица станом на противоположных горах — Авдовой и Юрьевой. Ростиславичи сначала выступили с мирными предложениями, а потом послали своих молодых людей биться против Ярославовых полков. Те бились целый день до ночи, но бились неусердно, потому что была буря и очень холодно.
На следующее утро Ростиславичи решили не продолжать битву и идти прямо на Владимир, Ярослав и Юрий подумали, что враги бегут, начали сходить с горы, но тут к тем подоспела подмога из Ростова и, вновь выстроив свои полки, они ринулись в бой. Новгородцы при этом заявили, что не хотят помирать на конях и будут биться пешими, потому, сойдя с коней, посметавши с себя порты и сапоги, ударились бежать босые на врагов. За ними побежали также пешком смольняне, а старшие князья и все воеводы поехали сзади на лошадях. Мстислав трижды проехал по вражьим полкам, посекая людей, князь Владимир не отставал от него. Всеволодовичи, видя, что Ростиславичи жннут их полки, как колосья, побежали вместе с муромскими князьями.
Новгородский летописец говорит, что на этом страшном побоище пало только пять человек новгородцев да один смольнянин, все сохранены были силою честного креста и правдою, а вот у врага было не десять человек убито, не сто, но всех избито 9233 человека; крик, вытье раненых слышны были в Юрьеве и около Юрьева, не было кому погребать, многие перетонули во время бегства в реке, иные раненые умерли без помощи, живые побежали одни к Владимиру, другие к Переяславлю, некоторые в Юрьев.