Дэвид Локбаум: поучительные притчи об АЭС
278,995 256
 

  Dobryаk ( Практикант )
03 окт 2011 10:23:51

Тред №351328

новая дискуссия Дискуссия  225

Продолжим цикл притчей-59 от Дэйва Локбаума, с названием дублирующим название предыдущей притчи-58:

Fission Stories #59:  Pilgrim Rollercoaster

т.е., "Скачки АЭС Pilgrim по американским горкам"

В Fission Stories #58 речь шла о проблемах с контролем уровня мощности реактора-2 на АЭС Millstone в феврале 2011. Теперь пойдет рассказ о том, что случилось на реакторе Pilgrim  всего три месяца спустя.

В мае 2011 дежурная смена перезапустила кипящий реактор АЭС Pilgrim поле останова на перезагрзку топлива. Операторы вытащили контрольные стержни из активной зоны до начала минимальной самоподдерживающейся цепной реакции и, следуя предписанным шагам, продолжили наращивать мощность до номинальной. В ходе йтого процесса, когда пять стержней были выдвинуты на фут каждый, т.е., менее чем на 10 процентов от полной длины стержней в 12 футов, компьютер заверещал, что за последние 5 минут температура воды внутри стального корпуса реактора поднялась на целые 18 градусов Фаренгейта. Компьютер предупредил, что такими темпами вода за час погорячела бы на 216 градусов по Фаренгейту.

Чтобы исключить повреждение старльного корпуса реактора из-за возникающих тепловых напряжений, нагревание или охлаждение со скоростью выше 100 градусов Фаренгейта за час инструкциями не допускаются. Операторы труханули, что превышают это ограничебие и вставили контрольные стержни обратно, тем самым понизив мощность реактора. Компьютер охотно подтвердил, что рост температуры прекратился.

Но по техзаданию смене нужно было реактор перезапустить, удерживая рост мощности реактора и температуры воды в предписанном корридоре. Так что они снова выдвинули 5 контрольных стержней на фут каждый и выдвинули еще один стержень. Реактор вошем в режим удвоения мощности через каждые 20 секунд. И вот вам сила цепной реакции: если бы начальная мощность было 1 процент от номинала, то через 20 секунд было бы 2 процента, через 80 секунд все 16 процентов, через две минуты, т.е., 120 секунф, уже 64 процента от нминала, а через 140 секунд уже катастрофические 128 процентов номинальной мощности.

Это, конечно, по теории. На практике системы защиты учуяли разнос реактора и прекатили взбесившуюся цепную реакцию вдвинув взад все контрольные стержни.

Эта бешеная ядерная пляска (nuclear hokey pokey) на АЭС  Pilgrim, lкак и описанный ранее нерегламентный рост мощности на АЭС  Millstone, был типичным самострелом. Не было никаких отказов никакого оборудования, раруха была в головах пресонала.

Операторы всего-навсего сдрейфили увидев якобы перегрев реактора и заглушив мощность вставив все контрольные стержни взад. Они перебздели второй раз, когда увидели что скорость нагрева реактора упала ниже предписанной и выдернули стержни больше чем надо. Реактор пошел в разгон и автматика его заглушила как по Писанию.

Операторам вообще не надо было суетиться. Непосредственно после вывода контрольных стержней рост температуры всегда быстрый, вот откуда эти  18°F за первые 5 минут. Все как с ускорением Вашего родного авто: вдавили педаль и вначале рывок ускорения, а потом ничего... Если бы операторы были терпеливее, то наградой было бы снижение скорости нагрева через какие-то минуты, и им пришлось бы продолжить выдвигать стержни, чтобы поддерживать те предписанные не более сто градусов по Фаренгейту за час. Вместо этого операторы стали дергаться и за ошибкой допустили вторую: увы, два минуса не перемножились в плюс.

Что берем на заметку?

В событиях и на Millstone и на  Pilgrim оборудование функционировало штатно, а операторы были совершенно неадекватны. Испытания вентиля турбины на Millstone и перезапуск реактора на  Pilgrim относятся к рутинным, ненеапаряжным действиям. Кхм... так по книгам, пока дурь операторов не поставила все с ног на голову и не превратила это в мероприятия повышенного риска.

Если хорошо натренированные операторы спотыкаются на таких мелких кочках, то поневоле задумаешься, а как же они будут преодолевать настоящие препятствия? Когда проваливаются на рутинных операциях, то можно ли верить в профессионализм в случае серьезных происшествий?

Поскольку персоналы реакторов АЭС  Pilgrim и  Millstone есть олицетворение операторов на всех других американских АЭС, то это два случая есть звоночек, что повсеместно операторам следует повышать свое мастерство, чтобы легкий чих не оканчивался фатально. Ведь это все было при штатно работавшем оборудовании, а если бы оно было аварийным?
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!