А вот это другая интересная особенность нынешнего кризиса. Наряду с огромными долгами государств, муниципалитетов, компаний и частных лиц, есть еще одна большая проблема: чудовищное количество неприкаянных капиталов, которые их владельцы не знают, куда деть, чтобы спасти и сохранить. Эти деньги надували один пузырь за другим (фондовый, жилищный, нефтяной, золотой, US Treasuries, etc.), перебегали из страны в страну, а сейчас их владельцы в панике ожидают гиперинфляции и потери всего, нажитого непосильным трудом. Ну, может, в панике находится относительная мелочь, а «Правильные Пацаны», ведущие банкирские семейства не паникуют, а пытаются сформировать будущее таким образом, чтобы не только сохранить, но и преумножить свои капиталы и влияние. Но и им приходится напряженно работать сейчас, потому что это сохранение им отнюдь не гарантировано. Могут и потерять, если произойдет коллапс мировой экономики, а тем более, если разразится Третья Мировая Война.
То есть мы имеем, с одной стороны, огромные долги стран, провинций/штатов, муниципалитетов. С другой стороны, все они обладают значительной собственностью, которую можно продать (между прочим, не только добровольно, но в результате банкротства, и тогда вся их собственность будет продана во много раз дешевле). А с третьей стороны, мы имеем множество потенциальных покупателей с деньгами, которые ищут, во что бы им надежное вложить свои капиталы. Отсюда очевидно, что если этим двум одиночествам помочь встретиться, то обе эти проблемы (выплаты долгов и спасения капиталов) будут решены.
Это отнюдь не так просто и потребует большой работы, прежде всего, законодательной. Очень трудно будет также убедить публику и самих чиновников, что это вообще допустимый вариант решения – продажа земли или предметов искусства. Трудно будет объяснить им, что выбирают они по сути из двух зол: тотальный коллапс общества, голод, болезни, мировая война – или продажа небольшого количества земли, зданий, и т.д. Пока катастрофа не произойдет, многие люди в нее не поверят, их принципы будут для них важнее. А потом – будет слишком поздно.
Вот пример подобного слепого применения принципов перед другой катастрофой: серб Гаврило Принцип убил эрцгерцога Франца Фердинанда. На допросе, другой член организации «Млада Босна» заявил, что оружие было предоставлено сербским правительством. Австро-Венгрия предъявила Сербии Июльский ультиматум, со всеми условиями которого Сербия согласилась, кроме права представителей австрийского правительства участвовать в расследовании инцидента. Австро-Венгрия объявила Сербии войну, что вскоре привело к началу Первой мировой войны.
Если бы правительства обеих стран – Сербии и Австро-Венгрии – действительно понимали, к чему приведет их настаивание на незыблемых для них принципах, изменили бы они свое поведение? Пошли на уступки другой стороне? Продолжали переговоры? Хочется верить, что да.
Для обанкротившихся муниципалитетов, понять, что при помощи продажи части собственности они могут решить проблему долгов и пустого бюджета, будет не так сложно. Если выбор стоит между увольнением большинства полицейских, учителей, пожарных, самих чиновников мэрии – и продажей некоторых муниципальных зданий и участков земли, то надо полагать, что долго думать они всё же не станут. Впрочем, они могут довести дело до того, что из-за возросшей преступности никто не захочет покупать землю в этом городе (вспомним Детройт).
Намного труднее и медленнее будет убедить как граждан, так и правительственных чиновников какого-либо государства, что за долги государства надо выставить на продажу госсобственность. Суммы здесь совсем не такие, как в случае муниципалитетов, и продавать надо что-то очень серьезное. Лучше всего для государств было бы продать земли (острова в особенности) с полной передачей суверенитета, но и убедить публику и правительство в этом будет труднее всего. Велики шансы, что споры протянутся до тех пор, пока коллапс все-таки не произойдет, а тогда будет поздно.
Германия настойчиво советовала Греции продать острова (без передачи суверенитета) и другую госсобственность еще в начале прошлого года (
http://newsru.com/fi…trova.html). Греки, в итоге, решили не продавать, а сдавать в аренду (
http://realty.newsru…011/greece), «чтобы помочь сэкономить инвесторам». Ну-ну. С долгами они так никогда не расплатятся – а земли потеряют все равно, но уже в результате банкротства в лучшем случае, а в худшем – в результате мировой войны, вызванной коллапсом мировой экономики, вызванном коллапсом Европы, вызванном банкротством Греции. Не могу поступиться принципами, да.
Но это еще полбеды. Осталось убедить Ротшильда выдать дочь замуж за сибирского мужика, то есть, я хотел сказать, купить земли и другую госсобственность у государств-банкротов. И не столько даже Ротшильда, сколько множество других богатеньких буратин. Где гарантии, что они свои инвестиции не потеряют, что у них не отберут земли, предприятия, предметы искусства? Особенно буратины, которые свои деньги нажили, скажем так, не совсем честным путем? А при желании, почти любого миллионера, и тем более миллиардера, можно обвинить в тех или иных нарушениях законодательства (и не только в России).
То есть государства-должники должны будут дать и законодательно закрепить гарантии, что никогда и ни по какому поводу они не отберут у инвесторов купленные ими земли и прочую государственную и муниципальную собственность. Главное – не спугнуть. А между тем, мы видим, что как раз в США принимаются все новые и новые законы по отъему капиталов у иностранцев, причем, что даже смешно, не только тех, кто живут в самих США, но и в других странах. То есть США, фактически, закрывают для себя этот вариант выхода из долгового кризиса. Но об этом позже.
И еще одна проблема – а на какие деньги будет покупаться земля и прочая госсобственность? На доллары? Доллары – деньги «ненастоящие». ФРС может напечатать сколько угодно триллионов долларов, выдать их приближенным банкам и те скупят всю госсобственность всех стран мира, выставленную на продажу. Тот самый «некто в белом». То есть правительства разных стран выдадут незыблемые государственные гарантии неприкосновенности прав инвесторов, американские банки всё скупят, а потом эти доллары превратятся в ничто?
Итак, прежде чем применять этот способ разрешения долгового кризиса, надо сначала создать «настоящие» деньги. Некую мировую валюту, которая не печатается одной страной (США) или сообществом стран (евро). Об этом надо отдельно поговорить.
Далее, какова будет дальнейшая судьба тех денег, которые получат государства, провинции, муниципалитеты в обмен на продажу своей собственности? Они будут выплачены кредиторам – кому? Не вызовет ли это в итоге гиперинфляции? И что надо сделать, чтобы не вызвало? Об этом позже.
И наконец, сам факт того, что земли и содержащиеся в них ископаемые, оказывается, можно продавать за очень большие деньги, может вызвать всплеск сепаратизма во многих странах. Некие малые народы, проживающие на какой-то территории, начнут думать, что их ограбили. Будь это их собственное государство, ух, как бы они разбогатели! Это тоже важная тема.
Остаются долги компаний и граждан, а также пенсионный и медицинский кризис в США. Это все связанные вопросы и об этом я тоже хочу поговорить. Немного позже.