«Может ли существовать поэзия (философия, литература и т.п.) после Освенцима?» – в самоупоении от своего отчаявшегося еврогуманизма стал вопрошать западный либерал (а теперь и его российский попугай, "совесть нации") с начала Холодной войны, когда надо было спасать идею “западной цивилизации”, изрядно скомпрометированную двумя мировыми войнами. Тогда как надо было бы спросить, как все это могло существовать до Освенцима, после столетий европейских геноцидов в Америке, Африке, Азии и Австралии, на крови и рабском труде которых и взросли европейская поэзия, философия, право и наука. Но признать, что геноцид европейских евреев был лишь одним из геноцидов Запада против народов мира, и что он был подготовлен этими прошлыми геноцидами, – признать это означало бы и признать, что уникальна не Германия, ее история и нацизм, а уникальна в своей летальности для человечества вся западная цивилизация эпохи капитализма, от 1492 до сегодняшнего дня.