Президент Армении: Развязанная Азербайджаном гонка вооружений является тревожным обстоятельством для всего регионаРазвязанная Азербайджаном гонка вооружений является тревожным обстоятельством не только для Армении, не только для Южного Кавказа, но и с точки зрения региона в более широком смысле. Об этом на международной конференции «Динамика региональной безопасности на Южном Кавказе» заявил президент Армении Серж Саргсян.
В приветственном слове глава армянского государства сказал: «Геополитические процессы на Южном Кавказе сложны и зачастую трудно прогнозируемы, подвергаясь влиянию сопоставления и конкуренции интересов региональных и внерегиональных силовых центров. Это обстоятельство создает и дополнительные возможности, и определенные вызовы для государств региона».
Далее президент отметил: «Стержневыми вызовами безопасности и стабильности в регионе являются неурегулированные конфликты, нуждающиеся во всеобъемлющем и окончательном решении. Мы неоднократно подтверждали нашу непоколебимую убежденность в том, что существующие конфликты могут быть разрешены исключительно мирным путем на основании основополагающих принципов международного права. Не колеблясь повторю, что единственной приемлемой для Армении плоскостью мирного урегулирования нагорно-карабахской проблемы является формат Минской группы ОБСЕ. По нашему глубокому убеждению, длительный мир и стабильность в регионе могут быть утверждены лишь при обеспечении гарантий физической безопасности народа Нагорного Карабаха и возможности самостоятельно управлять своей судьбой.
Развязанная Азербайджаном гонка вооружений, превышение в несколько раз верхних порогов вооружений, предусмотренных Договором об обычных вооружениях в Европе, является тревожным обстоятельством не только для Армении, не только для Южного Кавказа, но и с точки зрения региона в более широком смысле. В созданных условиях Армения вынуждена уделять много внимания модернизации оборонительной системы, что является важным фактором для сдерживания милитаристских поползновений и обеспечения стабильности в регионе.
В геополитических процессах на Южном Кавказе большую роль играет также энергетический фактор. Армения с пониманием относится к политике диверсификации путей и источников энергоносителей. Тем не менее, новые энергетические проекты не должны быть использованы с целью нарушения существующего баланса сил в регионе. Подобная политика является не только угрозой безопасности отдельных стран региона, но и может ставить под серьезную угрозу бесперебойную работу энергетических транзитных путей. Нельзя позволить, чтобы Южный энергетический коридор стал источником питания новой войны. Это не исходит ни из интересов безопасности региона, ни из интересов нефтяных и газовых компаний.
В наши дни взаимосвязь безопасности и развития стала аксиомой. Именно исходя из этих реалий, в 2008 г. мы инициировали процесс нормализации армяно-турецких отношений, предложив в качестве первого шага открыть границу и установить дипломатические отношения без предусловий.
Армения и сегодня привержена этим принципам, провозглашенным при инициировании этого процесса. И следует отметить, что для выполнения своих международно-правовых обязательств сегодня от Турции требуется политическая воля».
З.Ы.
Баку наращивает мускулыhttp://www.ng.ru/cis…idjan.htmlАзербайджан продолжает увеличивать военные расходы. В 2012 году на оборону выделено 14,8% расходной части государственного бюджета страны. Всего на укрепление армии в будущем году планируется израсходовать около 3 млрд. манатов, что почти равноценно 3 млрд. евро и превышает аналогичный показатель нынешнего года почти на 2%.
Планомерное увеличение из года в год оборонительного бюджета Азербайджана происходит пропорционально увеличению объема ВВП страны. Об этом на состоявшемся накануне заседании шести парламентских комитетов заявил министр финансов страны Самир Шарифов.
По словам председателя Фонда господдержки НПО при президенте Азербайджана, депутата парламента Азая Гулиева, «увеличение финансирования направлено на улучшение условий службы в армии и решение в полной мере стоящих перед ВС Азербайджана вопросов». При этом Гулиев отметил, что критика со стороны некоторых стран и различных международных организаций Баку об инициировании наращивания гонки вооружений в регионе Южного Кавказа звучит не по адресу. «Азербайджан – страна, подвергшаяся оккупации, и согласно резолюциям ООН, имеет право восстановить территориальную целостность и, суверенитет Нагорного Карабаха любым путем, в том числе и военным», – заявил журналистам народный избранник.
Тем временем местные аналитики, соглашаясь с подобными утверждениями, отмечают, что Азербайджан ежегодно увеличивает средства не только в военной сфере, но и во всех других. К примеру, согласно проекту государственного бюджета страны на 2012 год, рост ВВП прогнозируется до 6%, и этот показатель превышает показатели развитых стран более чем в два раза. Доходная часть госбюджета на будущий год прогнозируется в размере 16 436,4 млн. манатов, а расходная – 16 984,4 млн. манатов.
Удельный вес социально направленных расходов в проекте составляет 27,8%, и эти расходы прогнозируются на уровне 4713,4 млн. манатов (при росте на 9,7% по отношению к ожиданиям на 2011 год). Капиталовложения в госбюджете предусмотрены в объеме 7827,9 млн. манатов (при удельном весе в 46,1% от бюджетных расходов), что на 0,6% меньше по отношению к ожиданиям на 2011 год, по отношению же к 2010 году они вырастут на 55,7%.
Данные показатели свидетельствуют, что Азербайджан стремительно развивает все отрасли экономики и это развитие носит стабильный и перспективный характер. Что же касается расходов на оборону, то, как считают эксперты, Баку вынужден идти на такие меры с целью оснастить свои вооруженные силы современными техникой и вооружением, развивать военно-промышленный комплекс, повысить боеспособность национальной армии.
Эти затратные усилия направлены на решение главной для Азербайджана задачи – освобождения оккупированных территорий военным путем в случае провала мирных переговоров по урегулированию карабахского конфликта.