КРАЙ ( Слушатель ) | |
24 ноя 2011 22:37:11 |
Цитата
...
Вопрос: Недавно было объявлено о создании Евразийского экономического союза в составе России, Белоруссии и Казахстана, о котором Президент Д.А.Медведев сказал: «Будем действовать аккуратно, с учётом опыта Евросоюза». В условиях кризиса в странах Евросоюза можно ли говорить о том, что этот союз в будущем может заменить ЕС?
С.В.Лавров: Евразийский экономический союз (ЕЭС) – проект, который будет реализован поэтапно в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии, подписанном президентами трех государств на основе уже функционирующего Таможенного союза. В качестве второго этапа с 1 января 2012 г. начнет действовать Единое экономическое пространство между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Создание ЕЭС станет третьим завершающим этапом этого процесса.
Евразийский союз по определению не может быть заменой Евросоюзу. В наших планах нет попытки разрушить это успешное европейское объединение, которое создавалось в течение более сорока лет. Проект ЕЭС не является противопоставлением Евросоюзу. В основе обеих интеграционных структур лежат одни и те же принципы: обеспечение свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В своем выступлении я упомянул, что попытки противопоставлять эти процессы абсолютно некорректны. Из некоторых европейских столиц мы слышим идеологизированные заявления о том, что Украина, Белоруссия, Молдавия и ряд других стран должны «определиться», с кем они хотят быть – с Европой или с Россией. Это – самая настоящая провокация, от такого подхода необходимо отказываться.
Президент России Д.А.Медведев имел в виду следующее. Когда распался СССР, Евросоюз почувствовал некий геополитический вакуум, который он и поспешил освоить. Такого рода геополитические амбиции взяли верх над принципами, которые до того момента применялись при принятии в Евросоюз новых членов, а именно – экономическая и социальная готовность государства-претендента, состояние его правовой и судебной систем, отсутствие у потенциального кандидата территориальных споров и наличие договоров со всеми соседями о защите границ. От многих из перечисленных критериев просто отказались в угоду стремлению поскорее завладеть новым пространством.
В итоге Евросоюз в его нынешнем составе получился очень неоднородным объединением. Там есть и страны с мощной экономикой, хотя некоторые, как например Италия, оказались ненадежно защищены от ударов кризиса. Есть и гораздо более слабые по экономическим показателям государства. Это относится и к ряду восточноевропейских стран, особенно, к балканским государствам, часть из которых уже вступили в Евросоюз, а некоторые только двигаются в этом направлении.
Я бы не хотел, чтобы слова Президента России воспринимались как скептицизм в отношении будущего Евросоюза. Это мощный рынок с сильной наднациональной структурой и бюрократией, которые обеспечивают единство Европейского союза. Убежден, что члены ЕС преодолеют нынешние трудности. Роль евро сохранится – я не верю в крах этой валюты, Россия в это не верит. В интересах России, чтобы все возникшие проблемы были преодолены.
Когда мы говорим, что хотим двигаться к созданию Евразийского экономического союза «аккуратно, не повторяя ошибок Евросоюза», мы имеем в виду, что желаем ему успехов в преодолении последствий некоторых поспешных на тот момент решений, которые были продиктованы больше геополитическими, нежели экономическими соображениями. Одновременно говорим о том, что не будем гнаться за сиюминутными выгодами и рисковать устойчивостью интеграционного процесса, который уже запущен. Этот процесс открыт для всех желающих при условии соответствия критериям не просто геополитической лояльности, а экономической совместимости.
....