Большой передел мира
251,488,833 505,695
 

  Stream ( Слушатель )
24 янв 2012 23:35:32

Тред №383715

новая дискуссия Дискуссия  68

Стратегический прогноз-2012 - вступление в новый мировой порядок

Частная американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor, услугами которой пользуются и правительственные агентства США, опубликовала аналитический прогноз на 2012 год, подчеркнув, что этот год будет символизировать собой окончание прежнего мирового порядка, определившегося в 1989-91 годах после окончания холодной войны.

Тогда рухнул Советский Союз и развалился лагерь его союзников. Закончилось японское экономическое чудо. Маастрихтский договор символизировал начало нового Европейского сообщества. События на площади Тяньаньмынь в Пекине определили модель Китая как рыночной экономики, единолично управляемой комунистической партией. Основные компоненты международной системы изменились, радикально изменив и правила игры на следующие 20 лет.

В настоящее время мы находимся в похожем цикле, который начался в 2008 году и если не завершится в 2012-м, то этот год должен окончательно определить будущую расстановку сил в мире. За это время нормальное функционирование Европейского Союза прекратилось, и его будущее пока не определено. Китай вступил в сложную социально-экономическую фазу вследствие мировой рецессии, сильно повлиявшей на китайскую экспортно-оринетированную экономику, и инфляции, сделавшей его продукцию менее конкурентоспособной. Вывод войск США из Ирака создал возможности для иранского влияния в регионе, способного изменить баланс сил на Ближнем Востоке.

Одновременные сдвиги в Европе, Китае и на Ближнем Востоке открывают двери новому международному порядку, который сменит тот, что сопровождал нас последние 20 лет. 2012 год может не стать завершающим в этом переходе, как не стал завершающим 1991 год в предыдущем цикле. Однако так же, как в 1991 году стало ясно, что старый мир холодной войны перестал существовать, так 2012 год ясно покажет, что мировая система, сложившаяся после холодной войны, завершает свое функционирование, сменяясь новыми механизмами и структурами.

продолжение

Детальный аналитический прогноз на 2012 год от разведывательно-аналитического института Stratfor включает и Россию, в которой менее чем через два месяца ожидаются президентские выборы. Никакой смены власти американские аналитики не ожидают, хотя и предупреждают о многих изменениях и новых проблемах, с которыми столкнется Кремль в третий президентский срок Путина: социальные волнения, политическая реструктуризация власти и крупные экономические изменения, вызванные европейским кризисом.

Путину придется изменить политическую систему, основанную на доминировании одной партии – на более перспективную структуру, которая будет пользоваться поддержкой националистического лагеря и нового класса молодых активистов-либералов (вероятно, имеются в виду скорее фигуры типа Навального, а не традиционно малопопулярные политические деятели, ассоциирующиеся в последнее десятилетие с термином «либералы» - ред.) Будут произведены внутренние перестановки в кругу приближенных чиновников; правительству придется намного больше средств направить на модернизацию и реструктуризацию экономики, поскольку ожидать обещанного увеличения европейских инвестиций в ключевые отрасли российской экономики уже не приходится. Впрочем, никакие из перечисленных проблем не окажут значительного влияния на фундаментальные принципы внутренней и внешней политики РФ.

Россия продолжит укрепление своих позиций на бывшей советской периферии, в особенности институализируя свои отношения с бывшими советскими республиками. Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном перерастет в Евразийское экономическое сообщество. Это образование увеличит влияние России на Минск и Астану, как и на новые члены сообщества – Киргизию и, возможно, Таджикистан. Экономическое влияние планируется расширить на сферы политики и безопасности и в перспективе основать к 2015 году Евразийский союз.

С уменьшением шансов на сближение Киева с Евросоюзом в Украине будет крепнуть понимание неизбежности и безальтернативности союза с Россией, которая воспользуется этим отсутствием возможности для маневра, чтобы получить контроль над стратегическими активами Украины, включая миноритарный контроль транзитного газопровода. Тем не менее, Украина и далее будет сотрудничать с Западом, чтобы противостоять расширению влияния России из экономической на другие области.
В Балтийских странах главной целью России станет нейтрализация прозападной и антироссийской политики. Некоторый успех на этом пути ждет Россию в Латвии, много менее очевидно преимущество России в Литве, хотя и последняя будет ограничена в своем сопротивлении давлению РФ – по причине внутренних проблем своих главных патронов – НАТО и ЕС.

В отношениях России с Западом аналитики Stratfor предвидят продолжение и даже усиление напряженности, в особенности в отношениях с Вашингтоном и НАТО. Продолжится противостояние вокруг противоракетной программы США и американской поддержки Центральной Европы, экономическое и политическое давление на которую со стороны России сильно возрастет. Фокус внимания России будет направлен на страны Центральной Европы (в основном с точки зрения приобретения новых активов и усиления своего влияния), но продолжится и тесное сотрудничество Москвы и Берлина, в особенности в экономической и военной областях. В Европе Россия будет использовать существующие противоречия, чтобы углублять конфликты между США и ЕС, конфликты внутри Евросоюза и внутри НАТО – продвигая в то же время идею о том, что Россию вынуждают идти на обострение ситуации. Тем не менее, балансирование на грани не перейдет в открытый конфликт с США.

Центральная Азия, постепенно, хотя и частично, возвращающаяся в орбиту влияния России, столкнется с региональными проблемами иного характера. Социальные волнения возможны во всех странах, в том числе в Казахстане, хотя они и не примут угрожающих масштабов и не выльются в разрушительные беспорядки. Возможен финансовый кризис в Казахстане, банковский сектор которого накапливает серьезные проблемы, однако сохраненные нефтяные резервы помогут правительству справиться с такого рода проблемами.

Гораздо серьезную угрозу представляет растущее в регионе влияние исламистов. Спорадические теракты возможны в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и даже Узбекистане. Они не достигнут, впрочем, стратегической цели свержения режимов или дестабилизации ситуации в республиках. Возможна политическая напряженность на почве наследия стареющих автократов в Казахстане и Узбекистане, однако если ни один из них не скончается, то не следует ожидать серьезных политических беспорядков или восстаний.

продолженние

Необычайно актуален прогноз американского разведывательно –аналитического центра Stratfor для ближневосточного региона, арабская часть которого в последний год неожиданно "задвигалась" вся и очень активно. Начинается рассмотрение региона впрочем с неарабского Ирана, сохранившего до сих пор стабильность власти и, соответственно, четкость стратегических планов. Усилия Исламской республики по увеличению собственного влияния станут ключевым процессом для региона в 2012 году. Вывод войск США из Ирака оставил Иран главной военной силой в районе Персидского залива, однако Тегерану не стоит полагаться на длительную сдержанность Соединенных Штатов, а также учитывать медленное, но непрерывное усиление своего естественного соперника в регионе – Турции. Поэтому Ирану нужно поторопиться с распространением своего влияния в регионе, пока "окно возможностей" для него не закрылось. Вероятнее всего однако, что жесткие ограничения не позволят Ирану кардинально изменить политику региона в своих интересах.

Более всего иранское влияние будет ощущаться в Саудовской Аравии. Правящая фамилия королевства в настоящее время охвачена сомнениями в способности или в желании Соединенных Штатов полностью гарантировать интересы Эр-Рияда. Все члены Совета сотрудничества стран Залива разделяют опасения, что если Иран не остановить, то его доминирование в Ираке распространится на населенные преимущественно шиитами Бахрейн и восточную провинцию Саудовской Аравии. Хашимитская династия возглавит усилия по защите стран региона от иранской угрозы, чего, впрочем, будет недостаточно в отсутствие в регионе США с их ролью гаранта безопасности. Иран постарается использовать этот факт, чтобы склонить саудовских правителей к некоему соглашению, выгодному для Тегерана, но дающему отсрочку и для Эр-Рияда. Это может привести к временным соглашениям между противниками, но учитывая временные и другие ограничения Ирана, Хашимиты, вероятно, предпочтут остаться верными договорам с США – за неимением лучшего варианта.

Результаты иранской экспансии будут яснее всего заметны в Ираке и Сирии. В Ираке главной целью будет консолидация шиитского влияния в правительстве, усиливая давление на суннитский и курдский политические сектора. Эта внутрииракская межэтническая борьба, на которую накладывается и вакуум в сфере безопасности после вывода армии США, еще более ослабит общую способность страны защищаться и защищать своих граждан. В это время Турция постарается сократить влияние Ирана в курдских районах Ирака, усиливая там свои политические, экономические и военные позиции.

В Сирии конечной целью Саудовской Аравии, Турции и Соединенных Штатов является разрушение шиитской дуги влияния путем возрастающего давления на ее сирийское звено. Однако без прямого иностранного военного вмешательства режим Башара Асада вероятнее всего устоит в течение ближайшего времени, продолжая силовое подавление беспорядков в стране. Ограниченные ресурсы для борьбы с кризисом заставят сирийские власти больше полагаться на иранскую помощь – что позволит Тегерану усилить свое присутствие в Средиземноморье. Помимо прочего, борьба за Сирию не может не перекинуться в Ливан, которому, соответственно, предстоит непростой год и роль полигона в активизирующейся борьбе между Саудовской Аравией и Ираном в Восточном Средиземноморье.

Растущее региональное влияние Турции будет ограничено нестабильностью на собственной периферии и в соседних странах. Несмотря на агрессивную риторику в отношении Сирии Анкара постарается сохранить нынешний образ действий – поддержку оппозиции без вступления в активное военное противостояние (на последнее она решится только при активном участии США, а такой вариант кажется аналитикам Stratfor маловероятным). В Ираке главной целью будет противостояние иранскому влиянию, при сохранении в то же самое время двусторонних отношений с Тегераном - несмотря на растущие трения между двумя соперниками. Анкара постарается поддержать усиление политического исламизма, в частности в Египте и Сирии, но значительных успехов на этом поприще вряд ли добьется. Кроме того, ситуация в Европе замедлит и экономический рост Турции, а столкновения с курдами и возможные проблемы со здоровьем премьер-министра Эрдогана могут заставить страну переместить фокус внимания на внутриполитическую ситуацию – сосредоточившись на обещанных конституционных изменениях.

Переходный период в Египте приведет (фактически уже привел – ред.) к парламенту с влиятельным исламистским большинством, осложняя тем самым управление для правящего Высшего военного совета. Однако переход к демократии останется ограниченным в лучшем случае; раздробленная оппозиция и бессильный парламент будут постоянно страдать от внутренних разногласий и не станут серьезной угрозой для военных в вопросах национального и стратегического значения. Другими словами, армия останется фактическим руководителем государства. Другое дело, что заботы о политической оппозиции уступят место растущим экономическим проблемам Египта. Сосредоточенность на внутренних политических и экономических трудностях снизит способность властей контролировать буферный Синайский полуостров, что приведет к растущим трениям с Израилем. Тем не менее, обе стороны продолжат и в будущем придерживаться мирного договора, являющегося основой двусторонних отношений в течение последних десятилетий.

ХАМАС вероятнее всего воспользуется выгодной конъюнктурой (общий рост влияния исламистов в регионе), чтобы представить себя в глазах арабских правителей жизнеспособной и прагматичной альтернативой нынешнему палестинскому руководству ФАТХа. Это должно обезопасить организацию от кризиса в Сирии и улучшить отношения с Саудовской Аравией, Египтом и Иорданией. Одновременно ХАМАС использует расширившееся поле для маневра на Синае, чтобы при случае спровоцировать кризис между Египтом и Израилем. Этот же фактор должен подтолкнуть иорданского монарха сблизиться с организацией – чтобы уравновесить свои связи с ФАТХом, приобрести поддержку радикалов внутри страны и добиться некоторого контроля (или по крайней мере мониторинга) действий ХАМАСа.

Любопытно, что Израиль в ближневосточном разделе прогноза американского агентства упоминается лишь походя, в то время как политике ХАМАСа уделено гораздо больше внимания, чем иной арабской стране. Остается только строить предположения относительно такого игнорирования: или, мнению аналитиков, израильские политики не нуждаются в прогнозах, или все заинтересованные лица и так знают, что на этом направлении возможны любые изменения (либо напротив, никаких изменений не ожидается); либо аналитики считают вдвойне неблагодарным делом заниматься предсказаниями того, что предпримут евреи, либо боятся упомянуть какую-нибудь войну, неизбежность которой еще не очевидна для тех, кто принимает решения... Другими словами, Stratfor оставляет своим читателям простор для воображения относительно Израиля в 2012 году.
http://www.zman.com/
Отредактировано: Stream - 24 янв 2012 23:47:56
  • +1.36 / 25
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!