СМИ: Новый союзник поможет Ирану контролировать Ормузский пролив
Военно-морские силы Ирана и Омана договорились о сотрудничестве, соглашение призвано обеспечить «мир и стабильность» в регионе, говорится в заявлении главкомов ВМФ двух государств.
В первую очередь имеется в виду контроль над Ормузским проливом, через который перевозят до 85% добываемой в странах Персидского залива нефти, пишут «Известия».
«Северную часть Ормузского пролива контролирует Иран, а южную – Оман, – поясняет иранист, профессор Института востоковедения РАН Владимир Сажин. – Из всех стран Персидского залива наилучшие отношения у Тегерана исторически сложились именно с Оманом, поэтому договоренность о сотрудничестве вполне логична».
Неоднократно обещанное Ираном перекрытие Ормузского пролива беспокоит весь мир, поскольку это может поднять цены на нефть до заоблачных высот. В такой ситуации сотрудничество Тегерана с одной из стран региона может сделать последнюю обладателем ценной информации о планах Ирана.
«Это соглашение выгодно всем сторонам, поскольку арабские страны будут в курсе намерений Ирана, а через них такую информацию получит и Запад, – считает директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. – Тегеран же таким образом покажет всему миру прозрачность своих планов».
Самому же Оману, небольшой стране на берегу стратегически важного Ормузского пролива, союз с одной из самых мощных стран региона может обеспечить определенную защиту в случае локальных инцидентов.
По мнению Владимира Сажина, Оман пошел на сотрудничество лишь после консультаций с Советом сотрудничества стран Персидского залива, влиятельной организацией с секретариатом в столице Саудовской Аравии. Совет координирует экономическое, культурное и отчасти военное сотрудничество между странами Залива.
Такое сотрудничество тем более ценно, что в последнее время отношения Ирана и Саудовской Аравии ухудшились до того, что Тегеран стал едва ли не большим врагом, нежели Израиль. Причина – укрепление суннизма в регионе и, соответственно, противостояние суннитов и поддерживаемых Ираном шиитов, пишет издание.
«Со всеми странами Залива, кроме Омана, отношения оставляют желать лучшего, – поясняет Раджаб Сафаров. – ОАЭ требует у Ирана несколько островов в районе Ормузского пролива, в Бахрейне сильно противостояние шиитов и суннитов, а Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт и Катар находятся под влиянием США».
Соглашение Тегерана и Маската имеет в первую очередь политическое значение. Вряд ли речь идет о полномасштабном военном сотрудничестве, поскольку боевая мощь Ирана и Омана несопоставимы.
«Главная ударная сила оманских ВМФ – это постепенно вводимые в строй три многоцелевых корвета типа «Кариф», – говорит директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. – Для сравнения: у Ирана только корветов – пять».
Кроме них в распоряжении Тегерана есть субмарины, катера, противокорабельные ракеты, морская авиация, морская пехота и так далее.
Маловероятно, конечно, что в случае опасности Оман станет вместе с Ираном перекрывать Ормузский пролив. Но вот посредником, которому доверяют как Тегеран, так и его противники, стать может.
Монархии залива дали задний ход? Или еще одна горячая точка? Тем более что кроме Йемена больше стран Аравийского полустрова с выходом на Индийский океан не осталось.
Оман не сунниты, а ибадиты (секта, которой и сунниты, и шииты как бы ни к чему). "Весна" в Омане отгремела в прошлом году, закончилсь "планом Маршалла" за счет нефтяных шейхов, к тому же и придирками от империи добра по отношениям с Ираном.