В.Путин:Задача состоит в том, чтобы, не истощив, а умножив
экономические силы страны, создать такую Армию,
такой ОПК, которые способны обеспечить России суверенитет,
уважение партнеров и прочный мир.Не случайно уже сегодня раздаются голоса, что, мол, скоро «объективно»
встанет вопрос о том, что национальный суверенитет
не должен распространяться на ресурсы глобального значения.
Вот таких даже гипотетических возможностей в отношении России быть не должно.
Это значит – мы никого не должны вводить в искушение своей слабостью.
Мы приняли и реализуем беспрецедентные программы развития Вооруженных сил
и модернизации оборонно-промышленного комплекса России.
В общей сложности в предстоящее десятилетие
на эти цели выделяется порядка 23 триллионов рублей.
Речь не идёт о милитаризации российского бюджета.
По сути, средства, которые мы выделяем, – это «плата по счетам» за те годы,
когда Армия и Флот хронически недофинансировались,
когда практически не осуществлялись поставки новых видов вооружений.
В то время как другие страны последовательно наращивали свои «военные мускулы».
Нужно научиться «смотреть за горизонт»,
оценивать характер угроз на 30–50 лет вперед.Это серьёзная задача, требующая мобилизации возможностей
гражданской и военной науки, алгоритмов достоверного, долгосрочного прогноза.
До тех пор, пока «порох» стратегических ядерных сил,
созданных огромным трудом наших отцов и дедов, остаётся «сухим»,
никто не посмеет развязать против нас широкомасштабную агрессию.
Однако нужно учитывать, что научно-технический прогресс
в самых разных областях, начиная от появления новых образцов вооружений
и военной техники и заканчивая информационно-коммуникационными технологиями,
привёл к качественному изменению характера вооружённой борьбы.
Так,
1. по мере массового принятия на вооружение
высокоточных неядерных средств большого радиуса действия
всё более чётко будет проявляться тенденция закрепления за ними
роли оружия решительной победы над противником,
том числе и в глобальном конфликте.
Большое, если не решающее, значение
в определении характера вооружённой борьбы будут иметь
2. военные возможности стран в космическом пространстве,
3. в сфере информационного противоборства, в первую очередь – в киберпространстве.
А в более отдаленной перспективе –
4. создание оружия на новых физических принципах
(лучевого, геофизического, волнового, генного, психофизического и др.).
Всё это позволит наряду с ядерным оружием
получить качественно новые инструменты
достижения политических и стратегических целей.Подобные системы вооружений будут сопоставимы по результатам применения
с ядерным оружием, но более «приемлемы» в политическом и военном плане.
Таким образом, роль стратегического баланса ядерных сил
в сдерживании агрессии и хаоса будет постепенно снижаться.
На наших глазах вспыхивают всё новые региональные и локальные войны.
Возникают зоны нестабильности и искусственно подогреваемого, управляемого хаоса.
Причём прослеживаются целенаправленные попытки
спровоцировать такие конфликты
в непосредственной близости от границ России и наших союзников.
Мы видим, как девальвировались и разрушались
базовые принципы международного права.
Особенно в сфере международной безопасности.Россия в этих условиях не может полагаться только на дипломатические
и экономические методы снятия противоречий и разрешения конфликтов.
Перед нашей страной стоит задача развития военного потенциала
в рамках стратегии сдерживания и на уровне оборонной достаточности.
А Вооруженные Силы, спецслужбы и другие силовые структуры
должны быть подготовлены к быстрому и эффективному реагированию на новые вызовы.
Это необходимое условие для того, чтобы Россия чувствовала себя в безопасности,
а аргументы нашей страны воспринимались партнёрами в различных международных форматах.
Совместно с нашими союзниками мы также должны укреплять возможности
Организации Договора о коллективной безопасности.
Включая Коллективные силы оперативного реагирования.
ОДКБ готова выполнить свою миссию гаранта стабильности на евразийском пространстве.Важнейшим приоритетом государственной политики России на перспективу
останутся вопросы обеспечения динамичного развития Вооруженных Сил,
атомной и космической промышленности, ОПК, военного образования,
фундаментальной военной науки и прикладных исследовательских программ.
Распад единой страны, экономические и социальные потрясения
90-х годов ударили по всем государственным институтам.Через тяжелейшие испытания прошла и наша Армия.
По Вооружённым Силам был нанесён разрушительный информационный удар.
Некоторые «деятели» просто дня не могли прожить без того,
чтобы побольнее «пнуть» и унизить Армию,
оскорбить всё то, что связано с такими понятиями, как Присяга,
Долг, служба Отечеству, патриотизм, ратная история нашей страны.
Считал и считаю это настоящим моральным преступлением и предательством.
Мы должны всегда помнить, чем обязана страна солдатам и офицерам,
которые в тяжелейшие 90-е годы, несмотря ни на что,
сохранили Армию, обеспечили в критические моменты боеготовность частей.
Если надо было – воевали.
Теряли своих товарищей и побеждали.
Так было на Северном Кавказе, в Таджикистане
и других «горячих точках».
Эти люди сберегли Дух и Честь Армии.
Целостность и суверенитет России.
Защитили безопасность наших граждан.
Не позволили унизить и «списать» страну.
Однако за ошибки, допущенные при многочисленных,
непоследовательных реформах, за которыми часто
ничего не стояло, кроме механического сокращения,
пришлось заплатить очень дорогую цену.Когда в 1999 году банды международных террористов
развязали прямую агрессию против России,
мы столкнулись с трагической ситуацией.
66-тысячную группировку нужно было буквально
собирать «по частям» – из сводных батальонов и отдельных отрядов.
Штатная численность Вооружённых Сил превышала 1 миллион 360 тысяч человек.
А укомплектованных частей, способных без дополнительной подготовки
приступить к выполнению задач, практически не было.
Но Армия выполнила свою задачу.Выполнили свой долг наши офицеры, сержанты, солдаты – граждане,
для которых Присяга Родине значила больше, чем жизнь,
собственное здоровье и благополучие.
И, главное, в государстве, в обществе наконец
вернулось понимание простой истины – Вооружёнными Силами надо дорожить.
Их надо укреплять, иначе «придётся кормить чужую армию»
или вовсе оказаться в рабстве у бандитов и международных террористов.
Вспоминаю 2002 год, когда начальник Генштаба,
конечно, не от хорошей жизни, предложил ликвидировать
место базирования стратегических подводных лодок на Камчатке.Тем самым мы лишились бы и присутствия наших морских ядерных сил в Тихом океане.
Я не принял это решение.
В связи с отсутствием необходимых средств в бюджете
пришлось обратиться тогда за помощью к частным компаниям.
Хочу вспомнить их добрым словом.
И «Сургутнефтегаз», и ТНК без колебаний
предоставили необходимые ресурсы для начала восстановления базы.
Затем включились и деньги бюджета.
И теперь у нас есть современная база в Вилючинске,
куда скоро придут на боевое дежурство подлодки нового поколения типа «Борей».
На всех стратегических направлениях формировались части постоянной готовности,
укомплектованные контрактниками.
Создавались самодостаточные группировки.
Именно такая группировка в августе 2008 года
провела операцию по принуждению Грузии к миру,
защитила народы Южной Осетии и Абхазии.
Насыщать старую структуру людьми и техникой было бессмысленно:
на это не хватило бы никаких ресурсов – ни финансовых, ни человеческих.
Выход был только один –
строить Новую Армию.
Армию современного типа – мобильную,
находящуюся в состоянии постоянной боевой готовности.Частей сокращённого состава в нашей Армии больше не осталось.
В Сухопутных войсках
развернуто более 100 общевойсковых и специальных бригад.
Это полноценные боевые соединения, укомплектованные кадрами и техникой.
Норматив их подъёма по тревоге – один час.
Переброска на потенциальный театр боевых действий – сутки.
Прежде для подготовки к выполнению боевой задачи
соединениям требовалось до пяти суток.
А развертывание и оснащение всех Вооружённых Сил
«по штатам военного времени» должно было занимать практически год.
И это в условиях, когда время большинства вооруженных конфликтов
сегодня длится от нескольких часов до нескольких дней.
Почему в качестве основной тактической единицы выбрана именно бригада?
Прежде всего с учётом нашего собственного опыта Афганской и других кампаний,
когда вместо полков и дивизий эффективно показали себя
мобильные боевые и штурмовые группы, усиленные авиацией,
другими средствами поддержки.
Более компактная по численности чем дивизия – новая бригада
при этом обладает большей ударной мощью.
Значительно возросшими силами огневого поражения
и обеспечения – артиллерии, ПВО, разведки, связи и т.д.
Причём бригада способна действовать как автономно,
так и в составе других соединений.
Допускаю, что не везде требуемое качество доведено до идеального.
В ближайшее время предстоит полностью выйти на необходимые стандарты.
Идет серьёзная реформа военного образования. Формируется 10 крупных научно-учебных центров.
Все эти учреждения встроены в жёсткую вертикаль
и в зависимости от прохождения службы
дают офицерам возможность постоянно повышать
свой профессиональный уровень.
Здесь мы опираемся как на свои традиции, так и на мировую практику.
Мы должны восстановить потерянные компетенции военных институтов,
интегрировать их с развивающейся системой военного образования – так же,
как в гражданском секторе экономики.
Военная наука должна оказывать решающее влияние
на формирование задач ОПК.
А квалифицированные структуры закупок,
подразделения Минобороны, отвечающие за военный заказ,
обеспечить эффективное формирование технических заданий
на разработку, производство, планирование характеристик вооружения и военной техники.