С позиции конвенционализма, системы аксиом, лежащие в основе различных теорий, не более чем соглашения, которые находятся вне поля истины или ложности. Предпочтение одной системы аксиом другой обусловлено принципом удобства. Единственное ограничение на их произвольный выбор состоит в требовании непротиворечивости. Внутренне не противоречивая аксиоматика бывает не «плохой» или «хорошей».а полезной или бесполезной, где польза определяется с точки зрения достижения цели исследования.
Спор имеет смысл только тогда, когда обе стороны опираются на одну и ту же аксиоматику. Если противники используют разные наборы аксиом, это не критерий чьей-то правоты, а признак несовпадения целей. С другой стороны, ценность любой цели относительна. Кто не верит, пусть попробует объяснить правоверному еврею пользу переноса субботы на следующую пятницу.
Итак, речь идет о моделировании развития общества. При рассмотрении вопросов эволюции общественно-экономических формаций я опираюсь на следующую систему утверждений, которые, с моей точки зрения, имеют достаточно надежные эмпирические основания.
В настоящее время, доминирующая модель развития общестав - это общество потребления (далее ОП). Доминирующая, значит наиболее эффективная, с точки зрения борьбы за существование между экземплярами различных общественно-экономических формаций. Эффективность этой модели доказана экспериментально: все ее конкуренты либо уже исчезли, либо близки к исчезновению.
ОП - общественно-экономическая формация, в которой увеличение спроса достигается за счет непрерывного расширения и изменения ассортимента предложения. В этом коренное отличие между ОП и традиционным обществом, где ассортимент производимых и потребляемых товаров не меняется на протяжении исторически длительных периодов – десятилетий и даже столетий.
Можно сформулировать систему условий, определяющую базовые принципы развития ОП:
1. Условие неделимости
Ни один субъект, вовлеченный в систему отношений экземпляра ОП, не может аккумулировать достаточное количество ресурсов, чтобы покинуть данный экземпляр ОП. Т.е. экземпляры ОП не имеют внутренней склонности к делению, и могут распадаться на части исключительно под действием внешних факторов.
2. Условие самоподобия
Модель экономических взаимоотношений субъектов внутри ОП не меняется при изменении масштаба рассмотрения. То есть, на всех уровнях общественных отношений действуют одни и теже законы, будь то «семья – ячейка общества» или транснационалоная корпорация. Традиционные общества обычно предполагают уникальную систему отношений для каждого типа своих субъектов.
3. Условие уменьшения суммы противоречий внутри ОП.
Процесс развития ОП сопровождается уменьшением суммы противоречий между субъектами, принадлежащими к данному экземпляру ОП. Если предположить, что общая сумма противоречий не убивает, неизбежно должен существовать механизм экспорта противоречий за пределы экземпляра ОП. В частности, данное условие исключает длительное существование внутри ОП фалангстер и прочих кибуцев.
4. Условие прогресса.
Противоречия, возникающие в ходе эволюции ОП, сопровождались возникновением искусственных артефактов, использование которых позволяет устранить из общественных отношений объекты, заключавшие в себе противоречия предыдущей фазы развития. Процесс порождения и применения таких артефактов принято именовать "прогрессом".