Кто смотрел "Комедию строгого режима", мог запомнить железную дорогу в никуда, замкнутую колечком. Узкоколеек по лесам Союза было много, а вот изолированных ширококолейных не так много. Одна из них, в родных краях, Дубовская (потом сменившая название на Килемарская) железная дорога.
В 80-х от нее дотянули ветку до ст. Нолька, и она соединилась с основной сетью страны, и дотянули на северо-запад ветку почти до ж.д. магистрали Нижний-Киров, но пришли лихие времена, и сегодня все рельсы в металлоломе... А первый паровоз в моей жизни увидел на ст. Орехов Яр (исчезла под водами Чебоксарского водохранилища, да и сам пос. Дубовский, смотревшийся в детстве боооольшим промышленным городом, уже не жилой, там доживают свой век редкие старики и старухи, а если уровень водохранилища поднимут на еще 6 метров, то он исчезнет полностью). Заливные луга нашего колхоза были на правобережье как раз напротив Орехова яра, куда в сенокос от нас ходила моторка за хлебом и прочими продуктами (на страду в сельпо был сухой закон!)
Интересный материал см. в
http://sbchf.narod.ru/28/kilemarsk.htmlhttp://www.pereyezd.…ticle_id=5Перед ВОВ на лесозаготовки завезли с Западной Украины около 10 тыс спецпереселенцев, после ВОВ еще и тыщу-полторы чеченцев, кто уехали в конце 50-х, но совсем немногие остались.