Тоже мнение:
http://www.dw.de/dw/…52,00.htmlhttp://www.dw.de/ima…401,00.jpgБывший генсек НАТО: Позиция России - ключ к разрешению сирийского конфликта
Бывший генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер уверен, что решающее значение для прекращения конфликта в Сирии имеет позиция России. Альянсу, по мнению Схеффера, напротив, не стоит подключаться к его разрешению.
Необходимо как можно скорее остановить кровопролитие в Сирии, и позиция России в том, что касается прекращения этого конфликта, имеет ключевое значение, считает Яап де Хооп Схеффер, бывший министр иностранных дел Нидерландов, в 2004-2009 годах являвшийся генеральным секретарем НАТО. Сейчас Схеффер вместе с другим бывшим генсеком альянса, известным европейским дипломатом Хавьером Соланой сопредседательствует в аналитическом центре Security& Defenсe Agenda.
DW: Россия в Совете Безопасности ООН проголосовала за совместное заявление по Сирии, призывающее правительство в Дамаске немедленно прекратить насилие, и поддержала мирный план, представленный спецпредставителем ООН по Сирии Кофи Аннаном. Как вы объясняете эти шаги Москвы?Яап де Хооп Схеффер: Думаю, что позиция России меняется. Мне кажется, что российские власти, и Владимир Путин в частности, поняли, что за сильную поддержку режима Башара Асада придется заплатить высокую цену в отношениях с другими арабскими государствами, включая страны Персидского залива. Я знаю, что в бизнес-кругах в Москве с обеспокоенностью смотрят на поддержку Асада Путиным.
Я думаю, что позиция России имеет ключевое значение в том, чтобы усилия Кофи Аннана увенчались успехом, и чтобы в Сирии начался политический диалог. Ведь Асад, возможно, останется у власти намного дольше, чем вы и я можем предположить, а оппозиция так и не сумеет консолидироваться. Но главным императивом в сегодняшней ситуации является прекращение кровопролития, чтобы Аннан с российской помощью остановил насилие с обеих сторон и помог началу политического диалога в Сирии. Я думаю, что это единственный способ разрешения сирийского конфликта.
- Чего вы ожидаете в этой связи от России?- Чтобы установить немедленное перемирие, нам нужны российские власти. Но нам необходима и помощь со стороны Китая. К тому же, я думаю, что они не готовы столь же сильно поддерживать режим Асада, как Россия. Мне кажется, что в Москве и в Пекине до сих пор смотрят на сирийский конфликт сквозь призму событий в Ливии и опасаются того, что Запад вновь вмешается, и что мы увидим повторение ливийского сценария. Но этого не произойдет.
Если удастся остановить кровопролитие, то начнется политический диалог, и у сирийской оппозиции появится единый голос, какой бы разрозненной она ни была сейчас. Именно из-за отсутствия консолидации в оппозиционных рядах Асад продолжает использовать свой репрессивный аппарат для уничтожения гражданского населения.
- Два члена НАТО - США и Турция - руководят попытками помочь сирийским повстанцам. Вы видите какую-то возможность для участия в этом процессе всего альянса?- Нет, честно говоря. И не думаю, что НАТО или ее генеральный секретарь Андерс Фог Расмуссен видят для себя какую-то роль в этом. Я полагаю, что подключение альянса вызовет такую бурную реакцию в Москве, что это может повредить политическому урегулированию сирийского конфликта.
Мы не должны забывать, что конфликт в Сирии, будучи региональным, имеет далеко идущие геополитические последствия. Как только мы говорим о Сирии, мы невольно должны говорить об Иране и о связях Тегерана с палестинской организацией ХАМАС и ливанской "Хезболлах". Сирия - это точка, где острее всего чувствуется сейчас противостояние между суннитами и шиитами. Я не вижу военного решения конфликта и никакой возможности для иностранного военного присутствия в Сирии.
Надо понимать, что Башар Асад может быть сильнее, чем мы думаем. Можно говорить, что задача номер один - избавиться от Асада. Но какой тип режима придет ему на смену - это очень сложный вопрос, потому что в Сирии проживают различные национальные и религиозные меньшинства, которые могут быть не очень счастливы, если к власти придет кто-то другой.
- Как вы относитесь к действиям тех стран региона, которые поддерживают сирийских повстанцев поставками оружия?- Я могу понять некоторые государства арабского мира, которые уверены в верности такой политики. Но в целом я сомневаюсь в том, что нужно вооружать сирийскую оппозицию. Во-первых, я сторонник мирного политического процесса. А во-вторых, я не могу ответить на вопрос, кто есть кто в сирийской оппозиции - там все ужасно запутано.
- Группа "Друзей Сирии" собирается 1 апреля провести встречу в Стамбуле. Какого результата вы ждете после того, как требования группы открыть гуманитарный коридор и прекратить кровопролитие были проигнорированы?
- Я должен признаться, что не верю в то, что гуманитарный коридор - это конструктивное предложение. С одной стороны, потому что есть возможность оказания гуманитарной помощи в соседней Турции. С другой - как можно организовать гуманитарный коридор без участия солдат-миротворцев и без поддержки с воздуха? Я не являюсь экспертом по военным вопросам, но годы работы в НАТО меня кое-чему научили.
Те депутаты Европарламента, которые выступают с предложениями проложить гуманитарный коридор, подумали ли они о последствиях своих инициатив? Я думаю, что "Друзья Сирии" могут быть очень полезны в обсуждении вопроса поддержки гражданского населения и невоенной помощи оппозиции в Сирии. Но я бы предложил предоставить миссии Кофи Аннана играть первую скрипку в процессе урегулирования сирийского конфликта.