Кто такие?
Это карты. Священники. Это моление лугомарийцев (кто-то сказал бы --- язычников, что неверно) в этой священной роще
Откуда они взялись, кто-то удивится, эти дикари в 22-м веке?
У этих дикарей была своя религия, с одной стороны монотеистическая, с одним верховным Богом (Кого Йымы/Юмо), с другой стороны и дуалистическая, с обожествлением природы. Это северо-восток Марий Эл, рядом с Вятской губернией. Когда Свияжская Hовокрещенская Kонтора взялась за христианизацию всерьез, то оттуда был массовый исход в Башкирию, восточнее Уфы и до Кунгура уже в Пермской области марийская полоса, около 120 тыс сегодня. Формально они приняли мусульманство, но именно среди них, как пишут, те "языческие" традиции сохранились лучше всего. Никаких молеьных домов или церквей не было, все обряды только на природе.
В Горномарийский р-н, правобережье Волги, христианство пришло еще до взятия Казани. Прошло 4 века христианства. Но со школьных лет помню, что посреди колхозных полей гордо стояла в одном месте могучая липа, в другом яблоня со своим именем Мидяй Олмаву, и на мой вопрос, чего они стоят, мешая вспашке, ответ моей богомольной бабушки был: "Священные деревья!". Тех деревьев моего детства уже нет, но на их месте растут новые. Еще был священный вяз на одном из пригорков на опушке леса, его тоже нет, место поглощено березняком.
Это старинный город Василя --- Васильсурск (справа разлившаяся после заполнения Чебоксарского водохранилища Сура)
а в его окрестностях несколько самых важных горномарийских священных рощ, и это фото уже оттуда, за почти 200 км от верхних:
А это священная марийская Цепельская сосна, уже в Нижегородской губернии, оттуда марийцы мигрировали на восток, вытесненные русскими...
никакого противоречия с соседней церквушкой...
К чему этот, утомивший наверное всех, рассказ? Да к тому, что народ без письменности до второй половины 19-го века, при укоренившимся христианстве, хранил это в душе, передавая изустно из поколения в поколение. Четыре века... потрясающий пример народной памяти. Что-то, но очень немного, было описано этнографами, с 20-х прошлого века загнано в полуподполье (но школьником помню республиканские газеты около 60-х с гневным изобличением очередного моления...), с начала 90-х пошли попытки положить это на бумагу, но читая не отделаться от ощущения, что авторы от влияния Библии и избыточного знания о других религиях избавиться не в состоянии.
Но один несомненно положительный момент от этого был: марийская епархия очнулась от сна. Нужно на этих "язычников" напустить Свияжскую Hовокрещенскую Kонтору в новом обличье и картов к стенке? Полноте, их ставили уже, но даже Иосиф Виссарионович не справился....
Народ хранил в душе, так как без этой памяти душа оскудела бы. И результатом исступленной войны с РПЦ будет только оскудение русской души, лишение ее нравственного стержня.И уж если кто хочет противопоставлять РПЦ и христианство, то это и бессмысленно и, таки да, богопротивно. В 40-е-50-е школьным учебным материалом была т.н. Хрестоматия: толстый томик отрывков из проходимой в школе литературы --- библиотек домашних было мало... школьных тоже на всех не хватало. В отцовской еще сталинской Хрестоматии 40-х на первых страницах был отрывок из Аввакума и гравюра его сожжения в Пустозерске. Где-то лет в 7-8 впервые попытался прочитать, ну ничего не понял, но впечатление осталось на всю жизнь... не в состиянии связно его описать.
А так куда ни копни, все приводит меня к одной крамольной мысли (уши деревенского осла торчат...): нельзя ни к чему общественно значимому допускать слишком близких к Москве... так как слишком далеки они от народа... Но не будем переносить это ощущение на все и слишком далеко... мутная пена... утечет...