Большой передел мира
252,340,839 506,463
 

  _SV_ ( Профессионал )
05 апр 2012 00:21:54

Тред №408389

новая дискуссия Дискуссия  87

Фиджийская увертюра. Россия укрепляет позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе
http://www.stoletie.…-04-03.htm

Вопрос о том, зачем Москве Сува – так именуется столица Фиджи - задают не только у нас. В сферу геополитических интересов Запада островное государство входило всегда.

После очередного военного переворота в 2006-м Запад решил наказать своенравного «пасынка». Членство Сувы в Британском Содружестве наций было приостановлено, значительно сокращены объемы предоставляемой помощи, сведены до минимального уровня дипломатические отношения. Более того, практически все развитые страны гласными и негласными средствами попытались воспрепятствовать поездкам своих граждан на Фиджи. А ведь именно туризм основа бюджета островов, почти шестьдесят процентов экономики.

Устанавливая контакты с Фиджи, Москва, конечно, может испортить отношения не только с западными государствами, но и со своими ближайшими союзниками – Индией и Китаем. Пекин начал сближение с Сувой в середине 2000-х, отношения развиваются довольно успешно, настолько, что власти острова ведут речь об «ориентации на север», то есть на Китай. Несколько лет тому назад там побывал Си Цзиньпин, человек, в котором практически все единогласно видят будущего правителя КНР. Самая густонаселенная страна мира оказывает Фиджи, как, впрочем, и другим государствам региона, экономическую и политическую помощь, рассчитывая при этом на предоставление ряда привилегий. Поэтому российский «десант» на Фиджи вызвал не слишком одобрительную реакцию Пекина. В Индии же регулярно раздаются призывы к усилению ее роли в фиджийских делах: понятно, никто не хочет видеть соперников в этом регионе.

Так что, идя на сближение с государствами региона, и особенно с Фиджи, Москве следует тщательно взвешивать все «за» и «против».

«Фиджийская увертюра» преследует четкие и недвусмысленные цели, отвечающие коренным геополитическим интересам России. Прежде всего, мы «застолбили» свое присутствие не только на Фиджи, но и в регионе южной части Тихого океана в целом.

Кажущееся гипертрофированным внимание наших западных друзей к этим крошечным – по стандартным меркам - государствам вполне объяснимо. Хорошие отношения с ними - возможность создания военных опорных пунктов, в большинстве случаев речь идет о базах флота на Тихом океане.

Так что наши внешнеполитические шаги, направленные на сближение с Фиджи, выглядят более чем оправданными. Да, особых экономических дивидендов укрепление отношений с островным государством нам не сулит, но здесь уместнее всего присловье о том, что не в деньгах счастье.

В лице Сувы мы приобретаем еще один голос в ООН и других международных организациях. Что бы там ни говорили, в сегодняшнем мире крупные государства защищают свои интересы не только за счет применения военной силы – это крайнее средство.

В большинстве случаев речь идет о продвижении тех или иных инициатив или решений, например, в Объединенных Нациях, путем убеждения входящих в них стран в своей правоте. Именно так были приняты резолюции по Ливии, так в свое время Запад протолкнул через ООН чрезвычайно выгодную для него идею отказа от использования фреона - как виновника «глобального потепления». Россия тоже вынуждена прибегать к защите своих интересов через ООН, и дополнительные голоса ей не помешают. Ведь свою решимость говорить Западу «нет» Республика Островов Фиджи продемонстрировала.

Есть и еще один фактор. Как ни крути, а в условиях крайне трудного продвижения процесса признания Абхазии и Южной Осетии необходимы новые государства, которые бы установили дипломатические отношения с Сухумом и Цхинвалом. Часть южнотихоокеанских государств уже пошла по этому пути – Науру, Тувалу и Вануату. И даже такой, невинный, казалось бы, шаг вызывал приступ бешенства у Запада – чего стоит только предпринятая им в прошлом году попытка дезавуировать признание Вануату этих двух республик.

Не надо забывать и о том, что государства этого региона могут стать базой для продвижения наших специфических интересов. Россия усиленно развивает военно-морской флот, через какое-то время нам вполне может понадобиться опорный пункт для кораблей под Андреевским стягом и в этом регионе. К тому же, оказывая экономическую и политическую поддержку этим государствам, Москва может рассчитывать на получение разрешений осваивать минеральные ресурсы морского дна.

Конечно, Фиджи далеко от России. Но это не значит, что Москве не следует пытаться «застолбить» за собой регионы, которые начинают выпадать из сферы традиционного влияния.

Мы не опустимся до уровня «прогрессивных западных политиков», которые критикуют Фиджи даже за нормы местного законодательства, подразумевающие уголовную ответственность за «практику» нетрадиционной половой ориентации. Причем в островном государстве эти законы не стесняются применять даже в отношении граждан «демократических государств» - смелость, на которую в нынешнем мире может решиться далеко не каждый.

Оценивая визит С. Лаврова, новозеландский политолог Стивен Ходли прямо сказал об островных государствах: «Мы хотим, чтобы эти страны и дальше с уважением относились к своим традиционным партнерам, Австралии и Новой Зеландии, а также к США и Франции, чтобы все мы работали вместе». И добавил, что к России «будут вопросы» о причинах ее интереса к этому региону.

Ответы известны. И теперь Фиджи не так далеко от России, как это кажется.
  • +1.74 / 40
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!