Южно-Китайское море, которое филиппинцы
называют Западно-Филиппинским, а вьетнамцы — Восточным,
становится полем все более ожесточенного противостояния
между Китаем и странами Юго-Восточной Азии.В Пекине убеждены, что около 80% акватории моря
с большими запасами нефти и газа являются его суверенной территорией,
контроль над которой был ослаблен во второй половине
ХIX — первой половине XX века, в период "исторической слабости" страны.
Однако
государства региона, в первую очередь Вьетнам и Филиппины,
отказываются признать китайские притязания. По мере того, как выясняется цена вопроса — миллиарды долларов доходов
в национальные бюджеты за счет эксплуатации углеводородов
Южно-Китайского моря,
спор, казавшийся сугубо местным, превращается в глобальный конфликт.
Дело в том, что
за спиной противостоящих Китаю стран Юго-Восточной Азии
все более явно вырисовывается тень США,
которые полны решимости остановить китайскую экспансию. Для США это особенно принципиально, так как
кроме его нефтегазовых запасов Южно-Китайское море — это
стратегический маршрут транзита мировой нефти, путь сотен танкеров,
идущих с ближневосточной нефтью в Японию, Корею, Китай
и даже на тихоокеанское побережье США.
Россия оказывается в сложном положении.Кремль стоит перед выбором, цена которого может оказаться очень высокой.
Особые отношения стратегического партнерства с Пекином
до последнего времени вынуждали Москву оглядываться на Китай
и даже приостанавливать сотрудничество с другими,
также очень близкими ей странами, например Вьетнамом.
Ханой, кстати, остается одним из важнейших торговых партнеров России,
которому Москва поставляет подводные лодки,
торпедные катера, самолеты и многое другое.
Между тем сегодня
Пекин недвусмысленно указывает России на нежелательность ее присутствия в спорном регионе.
Но если Москва последует этому призыву, она подчинит
свои национальные интересы в Азии интересам Китая.
Ценой вопроса для России в этом случае станет не только
имиджевая "потеря лица в Азии",
но и утрата очень выгодных контрактов на миллиарды долларов. В случае российского отказа прийти в регион воистину "золотой" шельф не будет пустовать.
Сюда придут другие, прежде всего американские компании.
Более того, если реалистично посмотреть на российско-китайские отношения,
то очевидно, что приход российских компаний для работы на шельфе
Южно-Китайского моря может предоставить России
дополнительные козыри при решении других спорных вопросов в отношениях с КНР.