Цитата: Андрей. Россия, Поволжье
Ну не нравится мне вариант - когда бардак и косяки, навороченные в прошлом армянами и азербайджанцами, - будет расхлёбывать русский солдат и русский офицер (если, не дай Бог, дело дойдёт до войны) - мир на Южном Кавказе нужен в первую очередь самим кавказцам.
Солдат он на то и солдат.
И солдат на войне гибнет как правило меньше чем мирного населения.
Войну легко начать, тяжело закончить и выйти из нее.
В далеком 1992 году когда части СА ЗакВО выводили из Азербайджана, в автобусе едущем из Баку, нам встретилась 95 летняя азербайджанка.
Узнав о том что мы уходим в Россию, она сказала, -"Жаль, понимаю весь этот бардак, но это все из за того что в России Царь пьяница, вот будет в России хороший царь, он и тем и этим "баранам" (она имела в виду националистов) даст по рогам они и успокоятся.
Виртуальным бойцам, советовал бы быть по внимательнее, понимаю многие не были на Кавказе за свою жизнь ни разу. А там тоже живут русские с обеих сторон горячей линии и в случае большого конфликта кто знает ...............................................
http://molokans.ru/?p=589Ответ на статью «ЭТОГО ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ» доктора исторических наук респ. Азербайджан Солмаз Рустамовой-Тагиди, опубликованную в газете «Зеркало».В этой статье автор говорит о трагических событиях в Шемахинском уезде в марте 1918 года, однобоко выдвигая обвинения против молокан в том, что они помогали вооруженным формированиям армян в межнациональной войне против азербайджанцев.
Да, это были действительно трагические дни для всех народов, населявших в то время Российскую империю. Тем более для русских молокан, живущих вдали от центральных областей России, среди, я бы сказал, не враждебного народа, но и не питающего большую любовь к пришельцам на их землю. Все было хорошо до тех событий, спокойно и мирно.
Текла размеренная мирная жизнь между мусульманскими и молоканскими селениями. Многие обзаводились кунаками, но родство не заводили с учетом строгих мусульманских и молоканских порядков. Ездили и ходили друг к другу в гости.
Молокане, как истинные хлеборобы, обрабатывали свои наделы из общественной пахотной земли и арендовали земли под посевы зерновых у мусульман-кочевников. Велась честная торговля необходимыми продуктами. Были в Хильмиллях несколько торговых лавок, владельцами которых были мусульмане. Мусульмане привозили размалывать свое зерно на молоканские водяные мельницы, а их было только на реке Козлу-чай двадцать штук и на Пирсагат-чае около десяти. И все мельники молокане чисто владели азербайджанским языком, потому что со всех окрестных азербайджанских сёл зерно привозилось на эти мельницы, и на них в основном преобладала азербайджанская речь.
Все было хорошо, но вот рухнула империя, и для народов наступили тяжкие времена. Как обычно в такие смутные времена преобладают негативные явления, но вместе с тем проявилось стремление народов приобрести независимость. Воспользовался этим историческим моментом и азербайджанский народ, но почему-то на оголтелом националистическом всплеске. Национальные националистически настроенные лидеры Азербайджана подстрекали свой простой, неискушенный и доброжелательный народ на «очищение» своей земли от «неверных».Так было в 1918 году и 1989-90 годах.
По некоторым данным во время развала Российской империи в Азербайджане проживало 2 млн. 600 тыс. человек. Из них: азербайджанцев – 2 млн. человек, русских – 300 тысяч человек, армян – 300 тысяч человек. Во время развала СССР в Азербайджанской республике проживало более 7,5 млн. азербайджанцев, по сомнительным данным – 300 тысяч русских и 300 тысяч армян. Сейчас в Азербайджане, наверное, нет ни одного армянина, а русских всего лишь несколько десятков тысяч. Так «очищена» земля «ширваншахов» от «неверных». Ни одна цивилизованная страна не стремится стать мононациональным государством, зная, что при гармоничном сожительстве разных народов идет положительный процесс развития.
Но хочу вернуться к трагическим событиям в Шемахинском уезде в марте 1918 года. Солмаз Рустамова-Тагиди, сознательно или нет, в своей статье упустила основную деталь событий тех дней в Шемахе – отступление отрядов гянджанских мусульман. И в своей статье сокрушается – как это богобоязненные молокане могли поднять руки на своих мирных соседей! Но она хорошо, наверное, знает, как и когда националистические гянджанские отряды появились в Шемахе. Вот в этом-то и находился корень зла тех трагических событий в Шемахинском уезде в марте 1918 года. Они, эти гянджанцы, стали подстрекать шемахинцев на «очищение» ширванской земли от «неверных», стали формировать воинские отряды из шемахинцев. Наши люди, приезжая и приходя в Шемаху, видели и слышали, как сформированные отряды маршировали по Шемахинским площадям и улицам, браво вскрикивая: «бир ики Кавказ бизимки». И эти воинствующие выкрики не долго были безобидными.
Скоро начались погромы армянских жителей Шемахи и окрестных армянских сёл. Армяне спасались, кто как мог. Часть из них нашло свое спасение в селе Хильмилли, которое в статье почему-то не упоминается. А почему они убежали в Хильмилли? Да потому, что другие молоканские селения боялись их принять, а Хильмилли в то время было большое село, с населением более шести тысяч человек. Очевидцы тех событий рассказывали, как толпами шли армяне в Хильмилли со стороны Астраханки. Ни Чухур-юрт, ни Маревка, ни Астраханка их не приняли, боясь мести мусульман. Через некоторое время в Хильмилли стали поступать сообщения о наступлении гянджанских националистов вместе со сформированными из мусульман шемахинцев и мусульман окрестных сел отрядами на село Хильмилли, которое находится в 20-ти километрах восточнее от Шемахи.
upload pictures
Вы представьте, какое было состояние народа, находившегося в таком положении. Безвластье, хаос и окружение теперь уже враждебного народа. В то время в Шемахинском уезле были 72 мусульманских села и город Шемаха с его многочисленныммусульманским населением, а русских сел было всего шесть. Армянские сёла к тому времени были уже разгромлены. Куда бежать? Кого просить о помощи? Уповали только на Бога. Народ паниковал, стали грузить домашний скарб на фургоны и арбы, а бежать было некуда. Но был в селе фронтовик-артиллерист, вернувшийся с турецкого фронта Соловьев Иван, который воодушевил народ на самооборону.
Были спешно сформированы отряды самообороны из фронтовиков, у которых были винтовки, привезенные с турецкого фронта. Остальная часть мужского населения, и даже молодые женщины, переодевшись в мужскую одежду, вооружившись охотничьими ружьями, вилами и косами вышли на встречу «дикой дивизии», как у нас тогда называли скопище оголтелых националистов, которые темной лавой двигались со стороны Шемахи.
Авангард этой разъяренной массы был уже за селением Тякля-мурза-баба, а хвост ещё тащился за Пирсагат-чаем, такая огромная сила двигалась на селение Хильмилли. Но у хильмиллинцев было одно орудие, оставленное проходившим через село большевистским отрядом Курышко, который был полностью вырезан в городе Гяндже. Благодаря умелому руководству Ивана Соловьева и других авторитетных односельчан, а также боевому опыту фронтовиков, «дикая дивизия» была встречена за селом Тякля-мирза-баба и наголову разбита.
В мусульманских селениях началась паника, и к вечеру того же дня в близ лежащих к Шемахе селениях не осталось ни одного жителя. Все бежали за пределы Агсуинского перевала. Начался грабёж. Уцелевшие гянджанские отряды первые начали грабить шемахинцев. Врываясь в толпу беженцев, они отнимали все ценное у обезумевших от страха мусульман. Такое свидетельство я слышал от авторитетных шемахинцев.
Выезжали и некоторые хильмиллинцы в Шемаху грабить брошенные дома, были и такие, но избивать беззащитных людей никогда себе не позволяли. За это спрашивайте армян. У вас с ними вечная кровавая вражда, и нас, молокан, в нее не вмешивайте. Хочу напомнить о том, что когда «дикая дивизия» наступала на село Хильмилли, попутно было сожжено молоканское село Джебани (Чабаны, Дзержиновка), жители которого, между прочим, тоже прибежали спасаться в Хильмилли.
Что касается событий в Ангихаране, то жители этого села сами спровоцировали чухур-юртцев на жестокий поступок. Мусульмане малгамцы предупредили чухур-юртцев, что ангихаранцы собираются ночью напасть на Чухур-юрт. Но чухур-юртцы опередили их и нанесли опережающий удар. Сами подумайте, зачем чухур-юртцам идти громить ангихаранцев ради грабежа, когда рядом мусульманское село Малгам. Ангихаран расположен близко к Шемахе, и жители этого села под подстрекательством гянджанцев и шемахинских националистов были настроены агрессивно к молоканам. За что были и наказаны. За маразинцев ничего не могу сказать, не слышал, но в советское время молокане и азербайджанцы тех мест были так близки в соседских отношениях, что у каждого из этих народов было два родных языка. Они чисто общались на двух языках. Ещё хочу отметить, что после трагических мартовских дней 1918 года Бакинские большевики, воспользовавшись создавшейся обстановкой и опасаясь прихода турецких войск в Баку, создали оборонную линию на Агсуинском перевале.
Туда мобилизовали и молокан. Это я читал в книге воспоминаний Микояна. Но когда турецкая армия, шедшая из Кюрдамира, подошла к перевалу, то сборные большевистские отряды поспешно отступили в Баку. Молокане, как пишет Микоян, не пошли с большевиками, сославшись на необходимость охраны своих семей, оставшихся в селениях, и вернулись к своим домам.
Скоро большой отряд турок пришел в Хильмилли. Жители села были в большом смятении, но турки доброжелательно относились к молоканам. Никто из молокан не подвергся насилию со стороны турок.
Был август, время жатвы, и, как я отмечал выше, многие молокане брали в аренду землю в соседних мусульманских сёлах, нужно было и там проводить жатву. Для охраны жнецов в этих селениях командир турецкого отряда (паша) выделял солдат (аскеров) для охраны молокан-жнецов.
Даже были случаи, когда паша предлагал особо хозяйственным молоканам переселиться в Турцию. Но армяне повсюду вылавливались и подвергались мучительной смерти.
Так что если бы молокане зверствовали в отношении своих соседей мусульман, то туркам это было бы известно, и они не относились бы так доброжелательно к молоканам, а мстили бы за своих братьев мусульман, как и армянам. О жестокостях турок тех времен знает весь мир, и напрасно Солмаз Рустамова–Тагиди обвиняет русский народ. Россия в борьбе за овладение Кавказом и Закавказьем не воевала с местным населением, а воевала с Персидской и Турецкой империями, которые в то время владели землями и народами.
Только благодаря России народы Азербайджана, Армении и Грузии приобрели государственность. Пусть теперь азербайджанцы, проживающие в Иране, и курды, проживающие в Турции, приобретут себе автономию или создадут собственную республику. Удастся ли это им в обозримом будущем? Ответ для многих очевиден.
Статья Солмаз Рустамовой-Тагиди начинается с того, что этого забыть нельзя. Да, этих трагических дней забыть нельзя, а мы и не забываем. Вот, я молокан, в четвёртом поколении людей, свидетелей и участников тех трагических дней, это помню. И когда в разговоре о тех или других событиях нашего прошлого идет речь, то уточняют, когда это было: «да в тот год, когда «дикая дивизия» наступала на наше село», или «когда в наше село приходили турецкие войска». Помним. И другим не следует забывать, и не надо в своих трудах искажать ход исторических событий.Смольников Тимофей Николаевич, бывший житель с. Хилмилли.
p.s. Давайте тактичнее быть в своих высказываниях.