Станет ли Иран лидером исламского мира?Николай Малишевский,
кандидат политических наук, историк, политолог, публицист
Сегодня вокруг Ирана сложилась парадоксальная, на первый взгляд, ситуация. Уникальное по своему положению в исламском мире шиитское государство персов - единственное несуннитское и неарабское государство - может выйти в нем на первые роли. Причем эта уникальность теперь не препятствует (как это было до недавнего времени), а помогает Тегерану. А ведь еще не так давно (в 1980-х годах) даже Ирак Хусейна (пусть и при поддержке США) почти "запечатал шиитов в отгороженном Иране", а саудовские принцы-ваххабиты в 1990-х лишь высокомерно кривили губы при упоминании о шиитских аятоллах.
Теперь же ваххабитский Эр-Рияд, еще до недавнего времени бывший своеобразным авангардом "пассионариев" суннизма, опасается даже "своих", саудовских шиитов, составляющих до 15% населения королевства и настроенных весьма проирански (это не говоря уже о их единоверцах, преобладающих в Ираке, Бахрейне и имеющих значительные общины в Ливане), а король Иордании заговорил вслух о "шиитском полумесяце" на арабском востоке еще в середине 2000-х гг... Основания для беспокойства у аравийских монархов достаточно веские. Тем более, что вместо их стран транснациональные исламские группы в новом тысячелетии все чаще обращают внимание на Иран, мощь которого может несказанно вырасти в случае приобретения ядерного статуса.
Сегодня в мире полумесяца у Ирана, в определенном смысле, нет соперников. И не только потому, что "арабская весна" не может стать персидской по определению.
Саудовская Аравия - самый заклятый друг США в регионе, слаба в геостратегическом смысле. Королевство имеет множество внутренних проблем, нарастающих чуть медленнее снежного кома, к тому же основная часть саудовских шиитов сконцентрирована в Восточной провинции Эль-Хаса (около 95% от общего населения) - регионе, имеющем особое стратегическое значение для Эр-Рияда, поскольку он занимает саудовское побережье Персидского залива и является главным источником нефти всей страны. Пакистан наряду с ядерным оружием имеет слабо контролируемое властями "недисциплинированное" население и достаточно условные границы с воюющим Афганистаном, делающие региональные амбиции Исламабада весьма шаткими. Турция все больше озадачивается вопросом: что делать с многомиллионным курдским "государством внутри государства"...