Почитал вчерашние баталии касательно нефтяных цен... Похоже, следует еще раз вкратце разобрать сей вопрос.
Итак, что же такое нефть для мировой экономики? Для мировой экономики нефть, без преувеличения, в настоящее время является ее кровью. С ее помощью производят и транспортируют в рамках глобальной экономики практически все товары, и альтернативы нефти в этой базовой сфере ее применения на данный момент нет, и в ближайшие десятилетия - не предвидится. Перекройте любой стране нефтяные потоки - и там остановится вся экономика, начиная с сельского хозяйства и промышленности и заканчивая услугами, и такая страна в самые кратчайшие сроки превратится в натуральный ад. Поэтому нефть - не просто один из комодов, нефть - это то, что позволило появиться современной цивилизации, какой мы ее знаем, и это то, что позволяет ей продолжать существовать.
Долгое время в мире с избытком хватало легкодоступных и дешевых в разработке нефтяных месторождений, что позволяло добывать любое требуемое для мировой экономики количество нефти и не позволяло ее цене серьезно отклоняться от достаточно узкого ценового коридора в районе (с учетом инфляции) $20 за баррель.
(цены на графике для Illinois Crude, поэтому они ниже привычного североморского Брента)
В семидесятых годах прошлого столетия в результате сперва арабского нефтяного эмбарго, а затем вдобавок иранской революции и ирано-иракской войны, значительный объем налаженных поставок нефти оказался для мировых рынков недоступен, что вызвало резкий рост цен и стало серьезным ударом для западной экономики. Со временем на рынки пошла нефть из новых альтернативных арабским месторождений, в первую очередь - Аляски и Северного Моря, иранский кризис закончился, а арабы прекратили попытки диктовать цены, поскольку на тот момент они оказались неэффективными (совокупные доходы ОПЕК в начале 80х неуклонно падали, причем падали ниже докризисных уровней, несмотря на заметно более высокие цены). В результате, к середине восьмидесятых цены более-менее вернулись на близкий к докризисному уровень (небольшой пик в начале 90х - это первая иракская война).
С началом нового столетия ситуация принципиально изменилась. Цены на нефть начали неуклонный рост несмотря на отсутствие каких-либо серьезных кризисов, аналогичных кризису семидесятых, и к 2008 году поставили абсолютный рекорд за всю историю. Затем, после кратковременного обрушения в рамках острой фазы МЭК-2008, они очень быстро практически отыграли свои позиции, несмотря на общую слабость мировой экономики. Здесь следует отметить чрезвычайно важную вещь: начиная с 2005 года мировая нефтедобыча практически перестала расти, с тех пор и по сей день колеблясь в узком коридоре 74-75 миллионов баррелей в день, несмотря на произошедший после 2005 года значительный рост цен и заметное наращивание нефтедобычи рядом крупных нефтеэкспортеров. Связано это не в последнюю очередь с тем, что все большее число стран-нефтедобытчиков более не в состоянии наращивать добычу и входят в стадию неуклонного ее падения. В то же время внутреннее потребление нефти во многих странах за пределами ОЭСР в целом растет. В результате, все большее число бывших нетто-нефтеэкспортеров переходят в стан нетто-нефтеимпортеров или же сокращают свой нетто-экспорт. Резервы же для существенного наращивания добычи нефти остаются все у меньшего числа стран, сегодня их можно пересчитать буквально по пальцам. Отчего это происходит, ведь мировые запасы нефти и сырья для производства синтетической нефти весьма и весьма велики? Происходит это оттого, что легкодоступных и дешевых в разработке нетронутых крупных месторождений на Земле осталось очень и очень мало. В то же время, в силу естественного истощения разрабатываемых месторождений, только для поддержания добычи на прежнем уровне ежегодно требуется вводить в строй мощностей в районе 4 миллионов баррелей в день, для наращивания же добычи, соответственно, еще больше. Согласно недавнему исследованию на основании отчетов 50 крупнейших компаний, за пределами ОПЕК и экс-СССР предельные издержки 90го процентиля в 2011 году составили $92 за баррель, и росли они начиная с 2002 года в среднем на 14% в год. Медианные предельные издержки росли на 9% в год и составили в прошлом году около $60 за баррель. Эти растущие цифры показывают ценовой оринтир, ниже которого новые проекты будут замораживаться. В то же время операционные расходы и налоги на производство росли похожими темпами и составили в прошлом году соответственно около $40 за баррель для 90го процентиля и около $20 за баррель для медианного. Эти, также растущие, цифры показывают ценовые ориентиры, ниже которых будут останавливаться добыча на уже эксплуатируемых месторождениях. Для ОПЕК и экс-СССР таких данных нет, но понятно, что эти цифры в среднем растут и там.
По итогам этого краткого обзора попытаемся представить, что же произойдет при значительном падении биржевых цен на нефть. Даже если предположить, что крупные нефтеэкспортеры не станут искусственно сокращать добычу с целью вернуть цены обратно (что
не очевидно), понятно, что чем сильнее будет падение цен (см. marginal costs на графике), тем большее число новых проектов будет заморожено, поскольку станут нерентабельны. Со временем недоинвестирование приведет ко все более масштабному естественному сокращению нефтедобычи, что в свою очередь станет оказывать нарастающее давление на цены в сторону их повышения. Если падение цен окажется еще более сильным, это приведет не только к заморозке новых проектов, но и части текущих, которые также при таких ценах станут нерентабельными, что практически моментально толкнет цены обратно. Таким образом, cash costs на вышеприведенных графиках дают жесткую поддержку для цен, в то время как marginal costs дают более мягкую и отложенную во времени поддержку (понятно, что в случае развития дефляционного сценария
номинальные цены могут упасть).
Это что касается краткосрочных ценовых ориентиров.
В то же время, средне- и долгосрочно ситуация заметно сложнее, поскольку в дело вступают способности мировой экономики выдерживать пресс перманентно растущих нефтяных цен, а также геополитические вопросы. В любом случае, сценарий "цены на нефть всерьез и надолго упали по причине того, что ее - хоть залейся", то есть возврат к ситуации прошлого столетия, видится практически невероятным.