Новый троянский конь Вашингтона
http://www.stoletie.…na_341.htmЕще в феврале 2011 года Барак Обама предложил, чтобы переговоры по тактическому ядерному оружию (ТЯО) были запущены через год после вступления в силу Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), то есть, не позднее февраля 2012-го. Позже идею президента принялись активно пропагандировать высокие представители американского внешнеполитического и оборонного ведомств.
Так насколько же искренни Соединенные Штаты в этом своем горячем намерении «бороться за мир во всем мире»? С чего вдруг Вашингтон стал проявлять интерес к урегулированию проблемы ТЯО, от решения которой он уклонялся многие годы?
Складывается впечатление, что Белый дом стал активно проталкивать идею начала переговоров с Россией, воодушевившись подписанием в апреле 2010-го Договора СНВ-3. А еще старательнее – после достижения договоренности в ноябре того же года об изучении возможностей создания совместной российско-американско-натовской системы ПРО. Пригласив нашу страну поучаствовать в ЕвроПРО на невыгодных и опасных для российской национальной безопасности условиях, Вашингтону, видимо, показалось, что Москва, не вдаваясь в детали, позитивно отреагирует и на предложение начать сомнительные переговоры по ТЯО.
Тактические ядерные средства со времени их создания никогда не были предметом переговоров ни между СССР/Россией и США, ни между всеми пятью «юридическими» ядерными державами - Великобританией, КНР, Россией, США и Францией, а также тремя «фактическими» ядерными странами - Израилем, Индией и Пакистаном.
Вашингтон неоднократно блокировал ведение переговоров по ТЯО с Москвой, считая, что американские тактические ядерные средства, выдвинутые к нашим границам в качестве средств передового базирования, вполне могут выполнять стратегические задачи.
Американцы категорически отказываюся от провозглашения отдельных районов Европы - например, ее центральной части, а также акваторий Балтийского, Черного и Средиземного морей - в качестве зон, свободных от ядерного оружия.
Сравнивая позиции Москвы и Вашингтона по этой проблеме, следует учитывать важное обстоятельство принципиального характера. Если российская сторона почти 20 лет назад вывезла из Белоруссии, Казахстана и с Украины все бывшее советское ТЯО на свою территорию, то Пентагон по-прежнему размещает аналогичные ядерные потенциалы в виде авиабомб Б-61 различных модификаций на военных базах пяти стран-членов НАТО: в Бельгии, Нидерландах, Италии, ФРГ и Турции. Озабоченность Москвы по поводу этих средств передового базирования понять легко: некоторые ядерные авиабомбы, завезенные в Европу, имеют мощность до 360 килотонн - например, Б-61-7, что многократно превышает мощь атомной бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму, а иногда превосходят и современные СНВ. Кроме того, размещая свои ТЯО в Европе и на азиатской части Турции, Соединенные Штаты грубо нарушают Договор о нераспространении, который запрещает ядерным государствам передавать национальные ядерные средства неядерным государствам, а неядерным странам – принимать и размещать его на своей территории.
Тактическое ядерное оружие США, развернутое в Европе в виде авиабомб свободного падения Б-61, останется на континенте на неопределенный период времени в качестве оружия «двойного подчинения». Это означает, что в мирное время оно находится под полным военно-политическим контролем Соединенных Штатов, являясь их собственностью. А в случае войны может быть передано в распоряжение высшего руководства этих пяти государств.
СССР и Россия никогда не обменивались с Соединенными Штатами количественными данными по данным видам вооружений. Поэтому Вашингтон постоянно навязывает мысль о «превосходстве» Москвы в этой сфере. Через многочисленные публикации западных экспертов США удалось запустить в оборот следующие показатели: Пентагон, мол, располагает в Европе только 180 ядерными боезарядами, а Россия – более чем двумя тысячами единиц.
Добавлю, что и у нас в стране есть исследователи, которые на веру воспринимают все, что им скармливает американская пропагандистская машина.
Но при этом сознательно замалчиваются неоспоримые факты:
- Соединенные Штаты располагают значительным количеством авиабомб, складированных на их территории - от 320 до 560 единиц - которые могут быть быстро переброшены на европейский континент;
- Пентагон планирует продлить срок службы своих тактических ядерных вооружений, по меньшей мере, на последующие 30 лет;
- американцы разрабатывают вариант авиабомбы Б-61-12 с максимальной мощностью 50 килотонн. У нее будет повышена точность наведения, поэтому она способна нанести такой же ущерб, как и Б-61-7. Их планируется произвести от 400 до 930 единиц;
- ВВС США в ближайшие годы получат новое средство доставки таких бомб - истребитель-бомбардировщик Ф-35A;
- две из ныне находящихся на вооружении ядерных авиабомб, а именно, Б-61-7 и Б-61-11, а также перспективная Б-61-12 могут быть доставлены не только самолетами тактической авиации, но и стратегической, тяжелыми стратегическими бомбардировщиками Б-52Н и Б-2А;
- на американское ТЯО, дислоцированное в Европе, распространяется наступательная стратегия нанесения «первого удара». Оно может быть использовано как в глобальной ядерной войне, так и в ходе региональных конфликтов.
Спектр потенциального использования авиабомб Б-61 остается весьма широким. Так, согласно директивам руководства Соединенных Штатов, американо-натовское ТЯО в Европе предназначено для использования в целях «коллективной» обороны всех стран–членов Североатлантического блока. Генеральный секретарь блока Андерс Фог Расмуссен назвал размещение американского ядерного оружия на европейском континенте «важной составляющей надежного сдерживания». При этом давайте не будем забывать: все эти тактические ядерные средства «двойного назначения» являются оперативно развернутыми, то есть готовыми к применению. Кроме того, самолеты пяти стран–членов НАТО, где размещено американское ТЯО, регулярно задействуются в боевых учениях ВВС с использованием макетов ядерных авиабомб Б-61. Причем к таким учениям привлекаются неядерные государства блока. Они не имеют на своей территории тактических ядерных средств США, но проявляют «ядерную солидарность» с ними в рамках программы «Поддержка ядерных операций с помощью обычных ВВС». Также эти государства участвуют в учениях, в ходе которых отрабатываются задачи по имитации доставки ТЯО. Плюс к этому в ходе недавнего саммита альянса в Чикаго была подтверждена готовность продолжать операцию «Балтийское воздушное патрулирование» в воздушном пространстве Латвии, Литвы и Эстонии. С марта 2004-го по июнь 2012-го к операции уже привлекалась истребительно-бомбардировочная авиация 14 стран, то есть половина участвующих в НАТО государств. Где гарантия, что в ней не будут задействованы натовские истребители-бомбардировщики, потенциальные носители ТЯО?
Предложение США о начале переговоров с Россией не может быть реализовано без решения, по крайней мере, пяти проблем, по которым у сторон имеются принципиальные разногласия.
Одна из первоочередных, с которой столкнутся российско-американские переговорщики в ходе официальных дискуссий, будет определение понятийного аппарата. Что следует считать тактическими ядерными средствами? Те из них, которые могут быть доставлены к целям, удаленным на расстояние до 500 километров? Или надо учитывать дальность действия тактической авиации в 1500-2000 километров? Стратегической – свыше 5500 километров?
Обязательно возникнет «географический фактор»: самые ближние точки размещения американского ТЯО близ нашей страны — Италия, Турция и ФРГ. В то время как на американском континенте отсутствуют аналогичные российские виды оружия. Нет его и за пределами Российской Федерации и в других частях света – ни в Европе, ни в Азии, ни в Африке.
Противоречие между Москвой и Вашингтоном всплывет и по такому вопросу: когда производить подсчеты по ТЯО? До начала или в процессе переговоров? Американцы настаивают на подсчетах до, игнорируя существующую практику: стороны обменивались данными о своих ядерных потенциалах и средствах их доставки только в ходе переговоров. Так было и с СНВ, и с ракетами средней и меньшей дальности. Естественно, что должно быть скрупулезно подсчитано все ТЯО, которое имеется у США и в Европе, и на их континентальной части, а также все американские тактические ядерные потенциалы, размещенные на военных базах пяти неядерных союзников Вашингтона по Североатлантическому блоку.
Помимо этого, при рассмотрении вопроса о сокращении тактических ядерных вооружений следует учитывать следующие факторы. Первый: насколько скрупулезно и в полном ли объеме Вашингтон будет выполнять Договор СНВ-3, так как стратегическое и тактическое ядерное оружие взаимно дополняет и усиливает потенциал друг друга. Второй: как прочно будут увязаны между собой ядерные, обычные и противоракетные вооружения в рамках новой «триады» США и НАТО, как это было зафиксировано на чикагском саммите альянса. Ведь сочетание системы ПРО в Восточной и Южной Европе даже при минимальном сохранении СНВ и ТЯО у США может негативно сказаться на национальной безопасности России. Третий: насколько быстро и эффективно США и их ближайшие союзники по НАТО согласятся устранить недостатки Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Поскольку натовские страны-участницы договора по всем пяти видам таких вооружений «перевешивают» Россию на 23-48 процентов - по танкам, боевым бронированным машинам, артиллерии крупных калибров, боевым самолетам и вертолетам.
Да и пожелает ли НАТО ратифицировать этот договор? Ведь ни одно государство, входящее в альянс, до сих пор не сделало этого. Четвертый: сохранит ли Североатлантический блок возможность размещения ТЯО на территориях государств, недавно вошедших в его состав, например, Балтии? Будет ли Брюссель скрупулезно выполнять обязательство, сформулированное им в Основополагающем акте Россия-НАТО в мае 1997-го: не размещать ядерное оружие на территории новых участников блока? Пятый: будет ли американская сторона готова договариваться о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, которое усилит и потенциал СНВ, и ТЯО США?
И, наконец, шестой фактор: сохранят ли Вашингтон и НАТО в своих ключевых ракетно-ядерных стратегиях положение о возможности безусловного применения в первом ударе ядерного оружия против любого государства мира и в любое время? В том числе - и против России?
Вот они, обстоятельства, по которым не могут начаться переговоры между Россией и США по ТЯО.
Вашингтон должен вначале серьезно пересмотреть свои военно-стратегические установки и наращивание различных видов вооружений в регионах, непосредственно прилегающих к территории России.
Выведет он полностью свои тактические вооружения с европейского континента, учтет национальные интересы России при размещении ЕвроПРО – значит, продемонстрирует свою готовность к серьезному разговору с Москвой. Сегодня же нам навязывают в качестве презента нового троянского коня «Made in USA»…
Владимир Козин – член Экспертного совета Межведомственной рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по взаимодействию с НАТО в области ПРО, кандидат исторических наук