Цитата: Ard от 03.07.2012 09:41:28
В русском языке есть термин "этнос", который не обязательно является синонимом термина "нация", ибо последний имеет несколько интерпритаций.
Если применить одно из них, то всех без исключения насельников царства Великая Армения можно было бы назвать армянами по национальности. Как например всех насельников России можно назвать россиянами, вне зависимости от их этничности.
Поэтому речь идет именно об этносе. - Армянском этносе, как гособразующем в рамках царства Великая Армения, царств Багратуни, Арцруни или Киликийского царства. И это при том, что в границах этих царств жили иные неармянские этносы.
Вам понятно, почему в данном случае более корректен термин "этнос" нежели "нация"?
Вы это, читать умеете? Я где-то употреблял слово «нация»? Там слово «национальность», причем подчеркнуто что в нашем, русском/советском смысле. В русском языке слово «национальность» является синонимом слова «этнос».
Если возьмете на себе труд читать что вамп пишут будет чутка попроще понять о чем разговор.
А то применили смешную тактику – не правильно прочитали, не правильно поняли и побежали опровергать.
Ещё раз, о чем писал я. Велика Армения первых веков до нашей эры, как и феодальын6е государства последующих веком могла быть совсем не армянской в плане преобладающего языка населения. Это для тех государств нормально, там часто территорией рулили хорошо организованные меньшинства.
Например «русь», варяжская военная элита 8-10 веков, составляла ничтожно меньшинство жителей Киевской Руси, которые в те годы так себя не называли, это задним числом перекинулось. Крестоносцы составляли ничтожный процент в созданных ими государствах (их были тысячи на фоне миллионов местных), что не мешало им какое-то время править.
Цитата: Ard от 03.07.2012 09:41:28
Возвращаясь к так называемым "азербайджанцам", - их не корректно сравнивать с курдами или персами. Ибо последние являются этносами, а термин "азербайджанцы" не несет этнической нагрузки. Так можно назвать всего лишь насельников современной АР, вне зависимости от их этничности, - в том числе курда, парса/тата, туркмана/терекеме и пр..
К примеру, Алиев считается якобы этническим "азербайджанцем", но на самом деле он этнический курд.
МО АР Сафаров считается якобы этническим "азербайджанцем", но на самом деле он этнический лезгин.
Первый президент АР Муталибов считается якобы этническим "азербайджанцем", но на самом деле он этнический тат/парс.
Ну, или покойный певец Магамаев считался якобы этническим "азербайджанцем", но на самом деле он был этническим чеченцев.
И т.д..
Ещё раз.
Да, понятие «азербайджанец» как национальность/этнос новодельное. С этим НИКТО не спорит.
Вопрос – а что раньше, до 20го века азербайджанцев вообще не было? Совсем? Ни одного?
Были. В регионе проживали миллионы человек говоривших на вариации турецкого языка, при этом исповедующих шиитский ислам джафаристкого толка.
Да они не осознавали (да и не осознают) свою общность, по крайней мере совсем не в той степень что армяне. Для них куда большую роль играла родовая/племенная принадлежность, а не этническая. Во многих случаях этническая принадлежность уступала место и подданству. Только это не отменяет общирной этнографической общности людей известных у нас как азербайджанцы, а на Западе – как azeri/arezbaijani.
В советском Азербайджане, так же как на Украине, в Узбекистане, Грузии шло во многом искусственное формирование титульной нации. Для начала все мелкие субэтнносы записывались как азербайджанцы, потом к ним добавлялись все просиживавшие в республике мусульмане и т.д. Так завышался процент титульной нации. В итоге в Азребаджане есть неучтенное, но довольно значительное (порядка сотен тысяч) число курдов, татов, талышей и лезгин в официальных документах объявленных азербаджанцами. В Грузии совершенно аналогично с 30-х голов мингрелов и сванов считают вместе со всеми грузинами, для повышения доли титульных и снижения вклада меньшинств. Независимый Азербайджан пошел вообще по турецкому пути, буквально отождествляя национальность/этнос с гражданством.
Рассуждать по-вашему «мол азербайджанцы это не национальность, а сборная солянка» можно, но крайне глупо. Глупо, хотя бы потому что такими же «сборными солянками» являются такие этносы как курды, пуштуны, таджики, а в некоторой степени турки с персами. Ну и американцы, ага.
Курды, как и азербайджанцы (включая иранских и турецких), не имеют единого национального самосознания, говорят на сильно отличающихся языках (если подходить к ним с европейскими критериями, единого курдского нет – отдельные диалекты походы как русский и польский), имеют серьезный разброс в плане культуры и религии. Оно понятно, потому что слово «курд» большую часть истории этнонимом не было. Это было не название этноса, а скорее название сословия представленного среди самых разных по происхождению, языку и культуре племен. Из близких нам аналогов – слова «казак» и «черкес» веками не имевшие никакого этнического смысла.
Азеры, если подходить с чисто научными критериями, куда более сформированы как этнос, нежели те же курды. И они совершенно объективно есть, с этим бессмысленно спорить.
Цитата: Ard от 03.07.2012 09:41:28
Что-же касается ханств/губерен Персии на севере от р. Аракс, которые перешли в свое время в состав Российской Империи, то можно сколько угодно выть, что они якобы были "азербайджанскими ханствами", - они все равно таковыми небыли ни в этническом, ни в географическом смысле...
Они располагались на территориях исторической Армении и исторической Кавказкой Албании-Ширвана.
Надеюсь, и это понятно...
Вы поняли о чем я вам писал? Походу опять нет.
Ещё раз. К моменту присоединения этих «областей исторической Армении» армяне были в них МЕНЬШИНСЬВОМ жителей. В Эриванской губернии сразу после её формирования армян была эдак треть. В этническом плане эти территории были смешанными, причем ни о каком доминировании армяне и речь не шла.
Ещё раз – речь не историческом прошлом земель, что, на мой взгляд, вовсе не важно (уже не раз говорил почему), а об этническом составе их населения в конкретный период. А состав был однозначный – армяне были в меньшинстве.
Аналогичная ситуация была и в Западной Армении. В историческом центре Армении, в районе озера Ван, армян было 40-50%, в прилегающих регионах ещё меньше. Армянские же националисты предполагали создание на ВСЕХ этих территориях армянского государства с депортацией составлявших 50-60-70% всех жителей мусульман. Такой замечательный подход внес немалый вклад в трагедию армянского народа в конце 19-го - начале 20го века, став одним из факторов геноцида.
Армянские борцы за независимость не только героически защищали армян, но и занимались планомерными этническими чистками чужаков. Уничтожались целые села заселенные азербайджанцами и курдами. В ряде случаев приводились успешные акции возмездия, типа поголовного отстрела всех совершеннолетних мужичин курдского клана замешанного в истреблении армянского населения. И т.д. и т.п.
Проблема армян была в том, что если на Балканах 70-80% славян и греков могли успешно изгнать 20-30% турок со своей территории и сделать мононациональные государства, то находившимся в меньшинстве армянам это было крайне трудно, тем более что они настроили всех мусульман против себя. В Абхазии, 20% абхазов удалось выгнать большую часть из 40-50% грузин только заручившись поддержкой местных армян и русских, я уже молчу про поддержку извне.
На мой взгляд, идея создания независимой Армении на всех армянских территориях в начале 20го века была совершенно бесперспективна, надеюсь понятно почему.
Цитата: Ard от 03.07.2012 09:41:28
Да, "тюркский" язык отсуствует в природе, ибо нет и такого этноса. Есть тюркские языки различных тюркоязычных этносов. - Поэтому когда говорите "тюркоязычные шииты" постарайтесь применять корректные этнонимы, ибо подобные термины не являются таковыми, - не совсем понятно о каком конкретно этносе или племени речь.
Вы бы поинтересовались вопросом что ли.
Этнос понятие весьма размытое. Выводится обычно пять условий , ни одно из которых не является обязательным – общий язык, вера, традиции, осознание общего происхождения и наличие общей территории. На деле обязательно только одно – наличие национального самосознания, то есть восприятие членами общности себя как её части.
А так этнонимы «русский», «армянин» , «китаец» (хань) и «пуштун» лежат на разных уровнях и показывают различные уровни общности.
Что до «тюрского языка», я осознанно использую этот термин. Дело в том что все языки тюркской группы разошлись относительно недавно (в течении последних 2 тысяч лет), причем основное дробление протекало в последние 1000 лет. В итоге современный турецкий, азербайджанский, узбекский, казахский и т.д. очень похожи и не исключают взаимопонимания, примерно как русский с украинским и белорусским, разошедшиеся примерно в то же время. Для сравнения общий предок русского и немецкого языка существовал 4-5 тысяч лет назад, а русского и армянского – все 7, так что для понимания их надо учить практически с нуля.
Так вот я говорю «турки», а не «турки», потому что хочу избежать ненужных ассоциаций с современными турками, а так же потому что не хочу использовать современные названия ряда народов. Вы вот упираете на то что азербайджанцев в 19м веке не было. Да, под таким названием не было, они иначе назывались, как соседями, так и между собой. Армяне их вон вовсе таджиками называли, что отдельная ржачная история.
Термин «таджик» применялся тюрками-язычниками в отношении арабов-завоевателей. В 8-9 веке понятия «араб» и «мусульманин» сильно перекрывались. Применялось оно в зонах контакта – в Средней Азии и в Закавказье. Потом словечко перекинулось на персоязычных земледельцев и стало их самоназванием, а так же в значении «мусульманин» вошло в армянский язык. И такая ситуация с этнонимами происходит очень часто.
Цитата: Ard от 03.07.2012 09:41:28
Тоже самое касается и термина "мусульмане-кочевники". Он тоже не является этнонимом...
А его употреблял как этноним? Где?
Я употреблял его строго с одной целью – подчеркнуть что армянские земледельческие поселения уже в средние века были окружены кочевьями скотоводов пришедших с иранского нагорья, средней Азии и Прикаспия, которые были мусульманами различного толка, при этом говорили на разных языках.