На уход Узбекистана из ОДКБ. Американская крыша Каримова раздавит мир в Средней Азии Лев ВершининНедавнее заявление Ташкента о «приостановке членства Узбекистана в ОДКБ» в кругах «неосведомлённо-патриотических» вызвало краткую бурю (да как он смеет!), но более осведомлённые эксперты отреагировали спокойнее. В конце концов, бывало и круче: Ислам Каримов уже не в первый раз делает такие пируэты -- в конце минувшего века даже и круче, Узбекистан вообще на какое-то время выходил из организации. На сей момент, однако, ситуация принципиально иная, чреватая коренными изменениями устоявшихся политических раскладов.
Настолько коренными, что я, более или менее ситуацию понимая, запросил мнения куда более компетентного, нежели я, специалиста. Благо, у меня есть давний и добрый друг, предпочитающий выступать под псевдонимом. Он -- узбекистанец, весьма серьёзно информированный аналитик, -- выслушав мое мнение, внёс свои коррективы, окончательно расставившие всех слоников по полочкам. В связи с чем прошу считать его полноправным соавтором.
Итак.
До сих пор, слегка заигрывая с Америкой, Каримов клонился всё-таки в сторону Кремля -- и по более чем веским причинам. Понимая, что лично он американцам не нужен. И никто из его клана тоже не нужен. Им нужен кто-то, готовый быть «без лести преданным». Иными словами, в обмен на поддержку слепо послушным. По определению моего корреспондента, «местный Саакашвили». И охотников получить такой колоссальный (страна-то богата и важна стратегически) приз немало. Поэтому планы Каримова насчёт повторения «азербайджанского сценария» (то есть передачи власти самым близким) постоянно разбиваются о некие «подводные камни» в глубинах аппарата. То есть протолкнуть-то нужные решения и провести нужные кадровые перестановки он в силах, но вот с гарантией обеспечить преемнику стабильность -- скорее всего, нет. Если уж уходить -- значит, уходить. А раз так, то и нет нужды лавировать, меняя галсы с севера на запад и обратно. Можно идти ва-банк. То есть сдаваться Америке.
Раньше такая резкость была аксакалу не свойственна. Хотя бы даже и по той простой причине, что в Узбекистане очень активно прирастает население, очень много молодёжи, которой некуда приткнуться, а следовательно, ситуация крайне близка к той, что имела место в Египте накануне Тахрира. До сих пор выход был (и есть) один: выброс рабочих рук, которым нечего делать дома, в Россию, откуда, в сущности, и поступают те то ли пять, то ли шесть миллиардов долларов, на которые (где-то на 80%) живет население. Поскольку судьба доходов от золота, хлопка, нефти и так далее тайна великая есть. Этот фактор до сих пор оставался важнейшим рычагом давления Москвы на Ташкент, ибо при малейшей закрутке законодательных гаек в России в Узбекистане максимум через полгода начнётся бунт «снизу», бессмысленный и беспощадный. Теснейше связывает Ташкент с Москвой и элементарный рынок. Никуда, кроме России, узбекский экспорт идти не может. Китай сам кого угодно чем угодно завалит, Штаты тем паче. А Россия покупает.
В общем, куда ни кинь, уходить от Москвы на сторону логики нет. Проблема, однако, в том, что времена изменились. Узбекистан очень нужен Дому и Холму. Не как партнёр, упаси боже, хотя от узбекских сипаев Штаты не откажутся, им и грузинские годятся. А как плацдарм, как полигон, как предполье. Как, наконец -- опять-таки, вспомним Сирию, -- место под базы «демократической оппозиции» Казахстана, китайского Синцзяна, да и той же России, совершенно никакого отношения к Штатам не имеющей. Ну и, конечно, как резервуар такого взрывоопасного материала, как уйгуры -- «курды Центральной Азии», к которым и спичку подносить не надо. Тем паче, что «уйгурский вопрос» Западом отработан хорошо -- никак не хуже (а то и лучше) пресловутого «черкесского».
Причем всё это нужно чем скорее, тем лучше. Не лаской, так таской, благо, устроить Тахрир (или, как вариант, Сирию) в случае дальнейшего непослушания или попыток тянуть одеяло на себя «цивилизованные» вполне способны. И Москва в таком разрезе не защитит. А по максимуму сможет разве что обеспечить беглому вассалу убежище, но даже не спасти накопленное, которое не в Москве хранится. Зато сдавшись заранее и уйдя по свистку, Ислам Абуганиевич может обеспечить себе (а главное, семье и накоплениям) крепкую крышу, включая строгое «цыц» любому преемнику, если тот посмеет задавать глупые вопросы. Причём, возможно, даже не кинут.
С точки зрения личной выгоды, сделав такой шаг, аксакал только выигрывает. Зато проигрывает Россия. И Китай. И Казахстан. И, в первую очередь, сам Узбекистан. По той простой причине, что на сегодняшний день в Центральной Азии, после тысячелетий резни, сложился, наконец, уникальный баланс сил, основанный на устоявшейся системе сдержек и противовесов, этнических, клановых и политических. Учтено и согласовано всё, вплоть до компромиссов между Москвой и Пекином, относящимися (именно в связи с компромиссом) с достаточным уважением к суверенитету Узбекистана, его внутренним делам и (поскольку под боком) никак не заинтересованных в дестабилизации. А вот США, наоборот, заинтересованы. Чем горячее и кровавее резня в Центральной Азии, тем им удобнее и легче решать свои проблемы, понемногу выматывая и Китай, -- и потому действовать они будут, как привыкли, напористо и грубо. А для тысяч неизбежных мигрантов на север (уже не экономических, а просто беженцев) Москва будет вынуждена закрыть границу -- и не со зла, а спасая себя.
Может быть, конечно, и так, что Ислам Абдуганиевич -- а на данный момент в Ташкенте всё решает он и только он -- просто решил в очередной раз поиграть на нервах старших, выгадывая какие-то мелкие преференции. Типа, ежели что, так я уйду, да, но, если сильно попросите, могу и передумать. Но, повторяю, темпы ускоряются, да и время для мелких гешефтов прошло. По большому счёту, если игра идет всерьёз -- а соответствующие структуры в Москве, Пекине, да и Астане, в отличие от нас с вами, всё знают наверняка, -- России, Казахстану и Китаю остаётся только сделать всё возможное, чтобы стабильность в узловом пункте Центральной Азии была сохранена. Неважно как: убедив ли самого Ислама Абдуганиевича не делать глупостей, или убедив здравомыслящих людей в Ташкенте убедить аксакала, или даже повторив т.н. «ашхабадский гамбит» -- что, конечно, нежелательно, но всё же куда дешевле, чем, упустив момент, спасать что можно в той буре, которая может охватить посткаримовский Узбекистан.
Собственно, всё.
Но, думается, уместно завершить этот материал цитатой из письма моего друга. «У меня, -- пишет он, -- есть и личный интерес. Он не в том, чтобы превратить страну в провинцию Китая или губернию РФ. Моя логика – спасти её. Слишком долго на нашей земле все воевали со всеми, летели головы, горели города, и наконец, всё очень страшной ценой, устаканилось. Если какая-то новая держава войдёт сюда и начнёт чистить место под себя, конструкция обрушится. А это значит ещё лет 10-20-50-100 войны, хаоса, дележа -- пока опять не достигнут баланса, отбросив нас на уровень старой Бухары. Поэтому я уверен: нам не нужны новые игроки. У нас очень много проблем. Нет демократии, нет свободы, нет порнографии, в конце концов. Но никто извне ничего хорошего нам не сможет принести на тарелочке. И не на тарелочке тоже. Мы должны решать свои проблемы сами. Пусть даже координируя усилия с традиционными соседями, но – сами».
Очень жаль, что Ислам Абдуганиевич не имеет возможности, пока не поздно, выслушать это мнение.
http://www.odnako.org/blogs/show_19464/