Железная дорога из КНР в ИранDeutsche Welle
Китай и Иран хотят проложить железную дорогу, которая свяжет их через территорию Центральной Азии. Один из этих проектов включает в себя Таджикистан, другой Узбекистан. Выбирать предстоит Киргизии.
Китай и Иран хотят проложить через Центральную Азию сквозные линии железнодорожного сообщения, способные связать эти страны между собой. Дорога из КНР может быть проложена в Иран через Киргизию, Узбекистан и Афганистан (возможно, с включением туркменского участка), либо через Киргизию, Таджикистан и Афганистан.
Новый транспортный коридор позволил бы Душанбе сократить риски. "Ведь уже не первый год возникают трудности с прохождением таджикских поездов через территорию Узбекистана", - отмечает эксперт центра стратегических исследований при президенте страны Вафо Ниятбеков. По его словам, в мае на встрече министров транспорта Таджикистана, Афганистана и Ирана было заявлено об окончательном сроке сдачи ТЭО таджикского участка железной дороги в октябре 2012 года.
Ташкент в 2011 году подписал соглашение о создании транспортного коридора Узбекистан - Туркмения - Иран (и далее - Оман и Катар), сейчас фактически не комментирует дискуссии о том, какой путь из Китая в Иран предпочтет Киргизия - через Таджикистан или через Узбекистан.
Ирану, и Китаю желательна магистраль, которая наименьшим образом попадала бы под влияние США. Учитывая то, что сейчас Ташкент идет в американском фарватере, маршрут через Таджикистан выглядит более привлекательным и для КНР, и для Ирана
Судя по всему выход узбеков из ОДКБ и попытка подружиться с СШП по поводу военной базы, обойдется им в железную дорогу. От СШП нихрена не получат, транзит через Пакистан открыт, а за базар придется ответить. И наши в ОДКБ обратно если и пустят , то за очень конкретные вещи. Вот пролетели, так пролетели...А СШП-шная военная база , около Ж/Д ни Китаю, ни Ирану нафиг не нужна.