Впервые о голодоморе
08.06.2012 06:59
На официальном уровне заговорили о самых трагических страницах истории Казахстана в прошлом веке
Светлана ЛЮЛЬЧАК
На прошлой неделе в Астане состоялась конференция «Голод в Казахстане: трагедия народа и уроки истории», на которой ученые пытались понять причины событий первой половины двадцатого века, подчеркивая, что разразившийся голод 1920-1930 годов - это отнюдь не геноцид отдельных народов, а в первую очередь государственная политика, от которой все в итоге больше проиграли, чем выиграли. Потому как человеческие жизни никаким развитием общества, подъемом промышленности и размахом образования уже не вернешь. Лишнее тому подтверждение наше положение - малочисленное население на большой территории без самодостаточного рынка.
В 1929-1931 годы В Казахстане произошло 372 восстания, в которых участвовали 80 тысяч человек. Трагическую известность получили крестьянские движения в Сузакском, Шемонаихинском, Бухтарминском, Иргизском, Казалинском, Кармакчинском, Самарском, Абралинском, Биен-Аксуйском, Чингистауском, Мангистауском и других районах. Восстания сопровождались массовыми откочевками населения за пределы республики, в том числе и за границу. Только с начала 1930 до середины 1931 года с территории Казахстана откочевало более 280 тысяч крестьянских хозяйств, значительная часть – на территорию Китая, Ирана и Афганистана. Всего за пределы республики в годы голода откочевало более миллиона человек, из них 676 тыс. безвозвратно и чуть более четырехсот тысяч впоследствии вернулись в Казахстан.
Силами регулярных войск и органов ОГПУ против мятежного населения проводились жестокие карательные акции. За участие в крупных восстаниях и волнениях в
1929-1931 гг. было осуждено 5551 человек, из которых 883 расстреляно.
Предварительный анализ, проведенный историками и демографами, показывает, что казахский этнос от голода и связанных с ним эпидемий, а также постоянно высокого уровня естественной смертности потерял 2 млн. 200 тыс. человек, т.е. около 49 процентов всего своего состава.
Западные ученые в своих докладах на встрече сразу делали оговорку, что идея седентаризации (перевод от кочевого образа жизни на оседлый) витала в кругах казахской интеллигенции еще в конце ХIХ - начале ХХ веков, но этот вопрос тогда рассматривался только как долговременный процесс. Также американские историки отмечают, что традиционный скотоводческий кочевой образ жизни для казахов из-за вспыхивающих джутов (падежа скота) к началу коллективизации можно было считать нерентабельным. Может, поэтому наши великие умы подумывали о смене образа жизни для своего народа? Впрочем, получили мы все это совсем не в той форме, в какой можно было бы называть этот процесс приемлемым.
Как отмечает в своем докладе доктор исторических наук, профессор Буркитбай Аяган, положение казахского и других кочевых народов усугублялось из-за неточности и безалаберности органов местного самоуправления при подсчете посевных площадей - то ли пытались выслужиться перед руководством, то ли просто боялись за себя и семью – этого мы уже не узнаем. А то, что это были одни из первых цифр, данных, на которые уже опирались все остальные хозяйственные и экономические подсчеты края, мы можем догадаться. Все остальное обрастало, как снежный ком.
Первые полукочевые поселения быстро распались, потому как места для них были выбраны без учета элементарных нужд людей (например, наличие источника воды поблизости). Крестьяне бежали, села пустели, а власти тем временем запретили продажу билетов на поезда в город. Некоторых милиционеры отлавливали в степи при попытке, так сказать, бегства с места жительства. На пограничных с другими государствами территориях стояли дополнительные военные отряды для пресечения массовой эмиграции. Не помогло. Все это дело сопровождалось призывами увеличения хлебозаготовок для продажи хлеба за границу по сниженным ценам. Все мы помним из учебника по истории, что планы партии нередко были завышены, и, когда отдавать было совсем уже нечего, люди начали воровать, отчитываться тем зерном, что должны были на следующий год сажать. За сокрытие хлеба грозило в каких-то уголках Союза расстрелом, в каких-то - высылкой. От голода на заводах многие падали в обморок прямо у станков, отчего ухудшалось качество продукции. Разразились эпидемии болезней, увеличилась детская беспризорность.
После первой волны голода (1929-1933) многие ожидали от партийного руководства каких-либо мер для спасения населения. Была выделена гуманитарная помощь, и те единоличные фермерские единицы, что соглашались присоединиться к колхозам, получали свою долю, а те, кто отказывался – оставались как есть. Плюс помощь распределялась по людям, выслужившимся, отличившимся и примерным бригадирам. Многие просьбы уменьшить планку сдачи хлебозаготовок были встречены партией как саботаж и предательство Родины.
Марта Брилл Олкот, специалист по Центральной Азии, в своем докладе поднимает проблемы изучения этой темы для ученых. Одной из первых она выделяет субъективность исследователя: очень тяжело оставаться беспристрастным, когда речь идет о смерти более полутора миллиона человек (около трети населения Казахстана в то время). Также она призывает быть предельно осторожными с поступлением новых документов, данных, источников того времени, так как слишком высока вероятность субъективности отчетности в тот период. Опять же кто-то выслуживался, а кто-то спасал жизни своей семьи и себя. Исследователь завершила свое выступление оговоркой, что вина за случившееся не может быть возложена только на руководство страны, что исполнением занималась целая цепочка людей – от генсека до органов на местах. «Мало героев можно найти среди деятелей тех лет, и нам необходимо быть осторожными в нашем осуждении действий людей, стоящих перед лицом самого трудного выбора. Нам необходимо проявлять осторожность, прежде чем мы запишем такие действия на счет таких темных причин, как этническая ненависть. Нам также стоит быть благодарными за то, что мы сами не стоим перед подобным выбором», - заключает она.
«К чести казахстанских ученых надо сказать, что данная проблема в их исследованиях не стала политической. Цель проведения исследований была в установлении истины, выявлении теоретических догм проведения коллективизации, виновников трагедии, политико-правовых основ и, конечно же, последствий пагубного курса», - резюмировал выводы конференции один из главных идеологов национальной исторической науки - госсекретарь РК Мухтар Кул-Мухаммед.
Тема голодомора, поднятая на столь высоком государственном уровне, не могла не обойтись без политической составляющей. Однако в Астане старательно подчеркивают – Казахстан хочет исследовать свое прошлое не для того, чтобы каким-то образом противопоставлять себя кому-то в настоящем. Известно, что вопрос голодомора в Украине считается одним из признаков антироссийской направленности того или иного политика, партии, движения, в результате чего со стороны северного соседа и в этом случае появились «смутные сомнения», которые не развеялись даже фактом участия в научной конференции на эту тему представителей российской науки.
http://dn.kz/index.p…p;Itemid=7