Второе пришествие Владимира Путина и будущее постсоветского пространства Михаил Владимирович Александров, заведующий отделом Прибалтики Института стран СНГ, доктор политологии.
Ноев Ковчег, № 10 (193) Июнь (1–15) 2012 года.
(…) [Путин] не поехал в США вовсе не потому, что желал уязвить Обаму или Запад в целом. (…)Такой визит оказался бы в резком противоречии с
новой внешнеполитической доктриной Путина и послал бы неправильный сигнал международному сообществу и, прежде всего, странам постсоветского пространства.
(…)сигналов было несколько, и все они били в одну точку.
• Путин начал свою внешнеполитическую деятельность с контактов с лидерами новых независимых государств – Абхазии и Южной Осетии.
• 15 мая в Москве прошло неформальное заседание Совета глав государств СНГ, которое заранее и не планировалось. Тем не менее, прошло оно при полном параде. На саммит явились все без исключения лидеры государств СНГ. (…)Что-то незримо изменилось в воздухе, что никто из лидеров СНГ не рискнул проигнорировать данное мероприятия.
• Путин указал на важность всех аспектов взаимодействия внутри СНГ (…) [включая]«сотрудничество на международной арене». Как известно, до последнего времени страны СНГ не были замечены в высоком уровне координации своих внешнеполитических шагов. Теперь, видимо, Москва будет добиваться усиления такой координации.
• Он также упомянул схожие задачи на будущее – по модернизации экономики, противодействию новым вызовам и угрозам, по формированию более справедливого устройства мирового порядка. «По сути дела, мы эффективно функционировать, развиваться в отрыве друг от друга не можем»
По итогам сессии [ОДКБ 15 мая] был принят знаковый документ - Декларация глав государств-членов ОДКБ. Именно в ней нашли отражение ключевые элементы новой внешнеполитической доктрины Путина.
В декларации, в частности, отмечалось, что
• ситуация в мире характеризуется «усилением тенденций формирования многополярной системы международных отношений» и что «неотъемлемой чертой нынешнего этапа развития международных отношений является рост влияния региональных организаций».
• «в современном мире эффективная работа региональных структур становится важным элементом при формировании новой глобальной архитектуры» и что вклад в эти процессы вносят «интеграционные объединения и организации, которые действуют на пространстве СНГ».
• Специально была отмечена роль ОДКБ как региональной структуры безопасности, являющейся «ключевым инструментом обеспечения безопасности и стабильности в зоне ее ответственности».
• Члены ОДКБ также выразили беспокойство по поводу усиления тенденции «к силовому вмешательству в кризисные ситуации в обход норм и принципов международного права». Они подчеркнули важность использования мирных средств в урегулировании конфликтов при уважении принципа невмешательства во внутренние дела государств.
• А также выдвинули требование обеспечить «верховенство права и демократических начал в международных отношениях».
Перечисленные события, заявления и жесты наглядно демонстрировали, что
•
отныне приоритетным направлением российской внешней политики является постсоветское пространство, а отношения с Западом отодвигаются на второй план. •
Россия и ее союзники будут противостоять наиболее одиозным действиям Запада, включая нарушение международного права и одностороннее вмешательство в региональные конфликты в важных для ОДКБ районах мира, не говоря уже о собственно постсоветском пространстве.
Если раньше наша официальная доктрина исходила из того, что Россия – часть Европы и стремится к максимальной интеграции с Евросоюзом и Западом в целом, то сейчас акценты поменялись.(…) .
(…) восточно-христианский аспект русской цивилизации начал сейчас особо акцентироваться властью, в частности, путем тесного сотрудничества президента Путина с патриархом Кириллом.
То есть акцент сейчас сместился на нашу российскую особость, самодостаточность, а не на мифическую общность с Западом
из новой расстановки идеологических акцентов логически вытекает и закономерный внешнеполитический вывод –
Россия не намерена больше встраиваться в западную цивилизацию, а намерена развивать свой собственный восточно-христианский геополитический проект. Путин не собирается строить новую империю(…). Будущее за широкими цивилизационными общностями, объединенными не только экономикой, но и близостью (или комплементарностью) культур, традиций, общей историей.
(…)
Путин – первый из политиков мирового уровня, кто выдвинул
концепцию глобализации через регионализацию. То есть, не антиглобализма, не замыкания в себе, как предлагают, например, изоляционисты в США или «уменьшительные» русские националисты, мечтающие ограничить территорию России традиционным ареалом проживания великорусского этноса. И не альтернативного глобализма под эгидой ислама или новой версии социалистического интернационализма (…)
Доктрина Путина исходит из того, что процесс глобализации мира должен идти не из единого центра, охватывая одной сетью всю планету, а идти через развитие региональных интеграционных объединений, опирающихся не только на экономические интересы и связи, но и на целостное культурно-цивилизационное ядро.(…)
(…) Внутри каждого такого интеграционного объединения будет иметься свой лидер или группа лидеров, что позволит рассредоточить ресурсы и ответственность, за осуществление интеграционных процессов.
Нынешний опыт глобализации, да и вся человеческая история подтверждают тот простой факт, что ни один мировой центр силы не способен в одиночку осуществить глобализацию во всемирном масштабе. (…)Поэтому рассредоточение мировых интеграционных усилий по нескольким регионам – единственная разумная альтернатива полной дезинтеграции и хаосу, которые неизбежно последуют за крахом нынешней мировой финансово-экономической системы.
Видимо у мировой элиты есть свой проект, включающий дезинтеграцию и хаос как составную часть. Так что уповать на разум не приходится. Предстоит жестокая борьба.
В будущем региональные блоки могли бы взаимодействовать между собой, развивать взаимовыгодные экономические, политические, культурные и прочие связи.
Для гармонизации отношений друг с другом им будет нужен внешний медиатор. И такой медиатор уже существует в лице ООН. Только опираться в своей работе ООН будет уже не столько на отдельные страны, сколько на региональные блоки, делегируя им большую долю ответственности в таких вопросах, как поддержание мира и безопасности, соблюдение прав человека и цивилизованных норм поведения, с учетом культурных традиций конкретного региона, оказание гуманитарной и экономической помощи нуждающимся и другие вопросы.
В итоге такой глобализации будет формироваться не унитарная система мироустройства, которую сейчас пытаются навязать миру США и их союзники по НАТО, а федеративная, где решения будут приниматься коллегиально.
(…)
Величие Путина как политика состоит в том, что он первым из нынешних мировых лидеров признал эту очевидную реальность и
переключил Россию, а вместе с ней и все постсоветское пространство на новую модель развития. Однако западные лидеры все еще не хотят признать очевидного и упорно цепляются за свой умирающий проект либеральной глобализации. Именно поэтому
Путин, предложивший альтернативный курс, превратился для них в главного противника, которого нужно остановить любой ценой.
Видимо, в западных столицах у власти сейчас находятся не совсем адекватные люди, которые готовы ввергнуть мир в глобальный хаос, но не отступить от идеологических догм.
Полагая, что дело не в догмах, а в интересах мировых элит, не желающих поступаться властью и стремящихся реализовать такой мировой проект, который сделает их власть абсолютной.Сейчас можно с уверенностью сказать, что последствия «величайшей геополитической катастрофы» 20-го века будут преодолены. Постсоветское пространство будет реинтегрировано в новой прогрессивной форме, отвечающей современным тенденциям мирового развития.