Экваториальные пляски
http://el-murid.live…tml#cutid1Окончание бесконечной гражданской войны, как водится, привело стороны к ничейному результату. То есть, воевали все тридцать лет, в сущности, зря. Все равно нужно было садиться и договариваться. Пиная друг друга под столом, сквозь зубы - но договариваться.
Ничья в партии привела к следующей конфигурации - Южному Судану под контроль попала вся нефть. Ну, почти вся - за северным соседом остались ошметки месторождений на самом севере суданских нефтяных полей.
Зато у Судана остался нефтепровод и единственный на всю округу приличный порт. С выходом как на Суэц так и на Баб-эль-Мандеб. И вся инфраструктура по переработке, по транспортировке. Все связи и договоренности. Знание, кому и сколько сунуть в конверте - это тоже важно.
Понятно, что в таких условиях договариваться проще некуда. У вас купец, у нас товар. Классическая ситуация прихода сватов. Ан нет. Стороны хороводились добрые три года до прекращения граданской войны, когда стало ясно, что победить никому не удастся. Пляски продолжились и после наступения мира. Основная проблема знакома нам по Украине. Цена за транзит. Владелец трубы полагает, что он оказывает невероятную услугу, дав разрешение прокачать через нее продукт. Хотя в сущности, у него вариантов нет - прокачивать что-то еще нечего. И неоткуда. Владельцу же продукта, наоборот, до слез жалко расставаться с кровно добытым.
А если понять, что Омар Башир в подкорке продолжает считать южносуданскую нефть своей - то так просто взять и хлопнуть по рукам - ну не получается.
В итоге все сидят уже целый год на бобах. Хорошо, в Судане кроме нефти еще есть хоть какая-то экономика. В Южном её отродясь не было. Потому ситуация катастрофы на Юге - вполне привычное и перманентное состояние. Поэтому планы по постройке трубопроводной системы в направлении Криби и Лама южносуданский босс Салва Киир прочно держит в уме.
Проблема в том, что пока трубу построят, с голоду придется уже не просто затянуть пояса, а попросту вымереть. Население Южного Судана в производственный план китайцев не входит. Да и остальным будет как-то проще вести дела с голыми джунглями - без беспокойного населения. Кормить, охранять, периодически устраивать гуманитарные и карательные экспедиции - в общем, сплошная головная боль. Потому спасение утопающих, как обычно, становится их собственным делом.
Именно поэтому Салве Кииру деваться некуда - приходится договариваться. Но не хочется, на самом деле. Омар Башир выкатил ценник, судя по идущей то тут, то там информации, совершенно не божеский. Драконовский и грабительский. Его понять, кстати, можно - ситуация в Судане весьма стремительно ухудшается. Плюс неугомонный Дарфур опять и снова поднимает голову. Армия под контролем, но война уже всем давно надоела. Население Судана Арабскую весну восприняло если не с энтузиазмом, то с интересом, и начинает задаваться вопросом - не засиделся ли Башир в своем кресле На фоне ухудшения экономической ситуации этот вопрос начинают задавать уже и люди позначительнее, чем студенты, домохозяйки и интеллигенты-разночинцы. В общем, деньги очень нужны. Причем срочно.
Так что договоренность между двумя Суданами - штука объективная. Из подводной лодки есть только два выхода - через рубку и через торпедный аппарат. Выбирайте.
Однако договоренности немедленно ставят вопрос перед китайцами и перед американцами. Они-то уже считают эту нефть своей. Одни готовятся строить нефтепровод, другие - охранять пути транспортировки, а тут какие-то туземцы будут нашей нефтью торговать. Сами. Без спроса. Ну разве можно такое терпеть?
Потому немедленно возникает предположение - и вполне обоснованное - что Арабская весна как-то уж очень подзадержалась в этих краях. Открывайте шире двери - к вам идет демократия! И вот здесь Китай и США будут явно в одной лодке - и если потребуется вынести резолюцию Совбеза по Судану - вряд ли Китай будет против.