"Роснефть"продолжает искать пути экспансии за пределы России. Компания рассматривает возможность выхода на розничный рынок топлива в Армении.
Кроме того, она может построить ТЗК в аэропорту Еревана.
Бизнес в стране может оказаться выгодным,
однако для начала "Роснефти" надо будет определиться с логистикой.
"Роснефть" может стать основным поставщиком нефтепродуктов в Армению и создать с одной
из местных компаний СП, которое построит сеть из 40-50 АЗС, а также ТЗК в аэропорту Еревана.
Как распределятся доли в СП — еще неизвестно, госкомпания только начала проработку
этого предложения, первые переговоры могут состояться в конце августа.
Объем рынка нефтепродуктов Армении оценивается
в 340-360 тыс. тонн в год, все они импортируются. Основные объемы поставляются с румынского завода OMV через грузинский порт Поти,
а потом по железной дороге.
Также в Румынии есть НПЗ, принадлежащий российской компании:
заводом Petrotel мощностью 2,4 млн тонн владеет ЛУКОЙЛ.
Поставками нефтепродуктов фактически занимаются
- две структуры
ООО "Мика Лимитед", подконтрольная бизнесмену Михаилу Багдасарову, и
- ООО "Флеш".
Уже имеющийся в аэропорту Еревана ТЗК принадлежит структурам Михаила Багдасарова,
который также владеет авиакомпанией "Армавиа".
Услугами местного ТЗК пользуется только "Армавиа", потому что цены на керосин высоки.
Топливо в Ереване примерно на 40% дороже, чем в Москве.
Розничная стоимость бензина в Армении оставляет около €1. В России с начала августа литр Аи-95 стоит €0,76.
Для "Роснефти" рынок Армении может быть интересным:
компания стремится выйти в новые регионы, тем более топливный бизнес
продолжает оставаться высокомаржинальным.
Сейчас "Роснефть" продолжает проект увеличения мощности Туапсинского НПЗ,
которая вырастет с 4,55 млн до 12 млн тонн нефтепродуктов,
и ей необходимо будет увеличивать экспорт.
Однако оптимальный с точки зрения логистики путь по поставкам в Армению — через
Черное море и грузинский порт Поти — осложнен политическими факторами. 8)
Экспортировать нефтепродукты в Армению через Азербайджан не получится,
а железнодорожных путей в обход нет.
Тем не менее Армения получает газ через трубопровод, проходящий по грузинской
территории, и вряд ли страны захотят усложнять отношения, не исключено, что "Роснефть"
будет иметь возможность экспорта через эту страну.
...ещё один аргумент для окончательного решения грызунского вопроса.