Цитата: oxegenium от 14.09.2012 04:47:10
Значит, надо искать решение. И решение лежит в разборе полетов с понятием "ДЕНЬГИ". Только введя определение этого понятия, можно строить общественную систему, которую я называю справедливой. Как бы это слово ни было противно окружающим.
Совершенно согласен с первым и категорически не согласен со вторым, с него и начну.
Справедливая общественная система есть извечная мечта человечества, к счастью - нереальная. К счастью - потому что это тупик общественного развития. Как сказал А.Райкин, "Пусть у всех все будет, но пусть чего-нибудь не хватает". Понятие о счастье и справедливости у каждого индивидуума свое. Это вопрос морали и, в некотором смысле - веры. Оставим Богу Богово, а кесарю - кесарево.
С деньгами сложнее.
Все известные теории и рассуждения, в т.ч. на этом уважаемом Форуме, исходят из вечной и неоспоримой роли денег в общественной жизни. Возможно, что так и есть. Тогда следует определиться: под словом "деньги" мы имеем в виду общественный институт, или реальные предметы? Это разные вещи.
Мне кажется, что все СОВРЕМЕННЫЕ суждения о деньгах построены на СОВРЕМЕННЫХ очевидных суждениях о СОВРЕМЕННЫХ банкнотах и приравненных к ним ценных бумагах. С явным стремлением "освятить" эти суждения историей.
Рассмотрим суждения о топорах и баранах, произрастающих из трудовой теории К.Маркса. Эти суждения по контексту относятся к периоду первобытнообщинному. И что, тогда уже люди летали в отпуск в Таиланд? Небольшое по численности человечество в силу неразвитости технологий жило замкнутыми племенами, контакты между общинами были случайными, все добытое проедалось. Какая торговля при натуральном хозяйстве? Какие деньги? Кстати, суждения о неимоверной ценности каменных топоров несколько преувеличены. Лет 30 тому английские студенты-археологи провели историческую реконструкцию: сделали каменный топор по музейному экспонату. Оказалось, что современный студент делает такой топор за час, а срубить им дерево делового размера можно минут за двадцать. И топоры эти древние умельцы клепали, скорее всего, по мере надобности! И в первобытной коммуне никто не считал трудозатраты - умельцев просто освобождали от работы в поле. Кстати, еще о топорах: в той-же Британии и сегодня еще есть люди, демонстрирующие желающим процесс изготовления из болотной руды пригодных для практического применения железных предметов - без всяких нано-технологий за несколько часов. А древним куда было торопиться? И еще истории: в Древнем Риме моющие средства в промышленных масштабах запросто готовили на основе мочи из общественных туалетов, а в той-же опять Британии совсем еще недавно взрывчатые вещества получали химической реакцией лошадиного навоза и древесной золы. Это я к тому, что не стоит примитизировать древних
Можно предполагать, что обмен все-таки был - например, солью или другими полезными вещами. По принципу: отдаем, сколько можем за то, сколько необходимо.
В силу ограниченности подобных контактов теория Маркса об общественно необходимых трудозатратах просто не имела места для разворота!
Раковинки и подобные им редкости могли выполнять внутри древних сообществ и просто ритуальные роли - что мы сегодня можем знать о далеких от нас людях?
Роль золота как денег также кажется несколько преувеличенной. Даже в не столь отдаленные времена вывезенное испанскими конкистадорами из Америки золото (между прочим - ритуальные предметы) большей частью шло не на чеканку монет, а на оформление многочисленных храмов - другие ритуальные предметы. Да и в торговле по Великому шелковому пути вряд ли использовались золотые монеты. Вот золотые изделия и золото как сырье для золототкания - похоже. Следы такого отношения к золоту можно наблюдать сегодня: крупнейший потребитель золота сегодня - Индия, там в ходу золотая бижутерия. А цыганки совсем недавно носили монисты из золотых монет. Все эти факты не отрицают существования и применения золота как денег. Только не все так однозначно!
Современному человеку невозможно представить себе общество без денег. Но какие масштабы денежного обращения могли быть в Средние Века? Или в крепостной России? Подавляющая часть населения жила натуральным хозяйством. И даже в не столь отдаленные времена (приблизительно до 60-х годов прошлого века) советская деревня жила практически без денег, я застал эти времена. Могу рассказать, кому интересно. До 70-х годов сезонные пастухи брали плату частично натурой - продуктами. Да и в городах советских почти до самой перестройки выходцы из деревни жили на продуктах из деревни, а зарплату копили на машину или на кооперативную квартиру. Хорошо это или плохо - не вопрос. Была такая жизнь. Без денег. Поэтому не стоит слишком далеко уходить в историю не зная истории. Да и сегодня в той же Индии живет много людей из касты неприкасаемых буквально на подножном корме, например - ловцы крыс. Без денег. В современном мире оценочно более половины людей от отсутствия денег страдает меньше, чем от других причин.
Возможность определения денег как меры стоимости с метрологической строгостью представляется мне чисто умозрительной - просто в силу многообразия сопутствующих человеческому обществу предметов и явлений. При этом сама стоимость завязана еще и на психологии оценщика, на его собственной морали: не каждый раввин по достоинству оценит Коран, к примеру. Чью оценку возьмем за правильную? Есть и ненормальные типа Сократа, которому вообще ничего не нужно было на базаре. Но, допустим, мир пришел к консенсусу и фотокарточка на фотобумаге фирмы "Кодак" стоит 1$. А фирма обанкротилась, поскольку фотокарточки на фотобумаге фирмы "Кодак" больше никому не нужны! Что будем делать?
Помыслим еще один момент. Исхитрились, посчитали цену всему и определили мировую денежную наличность. Полный денежный эквивалент. Пока считали, в глухой деревне умелец закончил еще один топор. Допечатывать денежки нада бы. Абсурд!?
В приложении к экономике деньги есть понятие идеальное в том смысле, что это не предмет - а человеческие отношения! К чему приводит подмена идеального реальным - мы свидетели. Следствия очевидны - все теоретические рассуждения дают один прогноз: выхода нет. Нет в том смысле, что надо что-то менять. А деньги как таковые ни в чем не виноваты.