Цитата: СоболиныйГлаз от 24.09.2012 10:59:01
Дополню. Это характерно для любого народа, остановившегося в своем духовном развитии на стадии родоплеменного строя. Именно для народов, находящихся на стадии родоплеменного строя характерно то, что только "свои" признаются людьми. К остальным применяются термины, которые если не прямо, то косвенно подразумевают разную степень "нечеловечности". Примеры: "варвар" для римлян, "лаовай" для китайцев, "гайдзин" для японцев, "гой" для евреев. "Варвар", конечно, продолжает использоваться в европейских языках и в русском, но в данном случае, ИМХО, это слово таки из литературного, а не их "народного" языка, со всеми вытекающими.
Да нет же. Есть в Китае понятие справедливости, мало того - справедливость эта вообще мыслится как основа мироздания. Я о понятии Дао. Даосизм, конечно, не единственное влиятельное учение в Китае и государственной религией быть не умело - прагматичные китайцы вместо этого пользовали учение более политическое нежели философское (конфуцианство). Но самое понятие правды как высшего мирового закона (Дао) - это в Китае очень древняя традиция. "Что противоречит Дао, рано погибнет". Истинное - живет, ложное - обречено смерти.
Но тут правильно писали, что сопоставлять столь абстрактыне понятия трудно - системы очень разные. И народы - русский и китайский - тоже очень разные Это - долгая песня, я ее заводить не буду. О самом главном - о китаецентризме Китая надо понимать вот что: он происходит не от "остановки в своем духовном развитии на стадии родоплеменного строя", вовсе нет. Это - следствие исторического пути Китая, его своеобразия и отличия от стран Европы и даже Азии.
А история Китая складывалась так, что основания считать себя центром мира, "цивилизацией", а народы на своей периферии - варварами, у китайцев были. Китай стоял на самом краю пояса древних цивилизаций, и облегали его народы, сильно уступающие по развитию культуры, "варвары". Итого, Китай варился в собственном соку и - в отличие от той же Римской империи - был вполне самодостаточен.
Если сравнить это с тем же Римом - у них такой ситуации никогда не было. Ну да, на севере варвары, на юге тож... но вот Греция, откуда все эти Аристотель-Платон, Гомер-Эсхил... Или Египет, - угасли правда, давно, но пирамиды-то со сфинксом оставили. Как бы не хуже Рима строили, получается (я знаю, что это доегипетские постройки, речь о римском восприятии). Или Парфия на востоке... вино не разбавляют, варвары, и штаны скифские носят... но золотую монету чеканят и латы куют для конницы... уметь же надо. А там еще Индия, вообще страна чудес и "гимнософистов" (йогов). Это же примерно - и для Ирана, для Индии. Считать-то себя самыми умными и развитыми они могли, но взаимодействовали с равными себе странами и цивилизациями. Совсем другая ситуация.
Китай же испытал мощный культурный импульс только от одной страны - Индии: буддизм. Но формы поражения - исторического, культурного - это не носило. Просто свой китаецентризм китайцы дополнили признанием, что да, есть вот такая страня чудес, Индия... ну, бывают же исключения из всякого правила... А правилом было окружающее варварство и посередине его - "сиящий город на холме" - Срединная империя. Тем более, что все варварские завоевания кончались тем, что завоеватели растворялись в Китае и чужеродные династии всячески старались доказать свое исконное "китайство". Сравните это, к примеру, с польской шляхетской теорией, где наоборот стремились доказать не свое родство народу, а особость - они-де из сарматов, а не какие-то там поляки. Понятно, в таких условиях как было не забить гейзером китаецентризму - историческому пути это более чем соответствовало. Это уж потом пришел Запад, и Дао обернулось другой своей гранью - но опять же, и история не кончилась (вопреки известной теории).
АУ не ставлю - считаю, такая историко-психологическая справка уместна и полезна на будущее.