Расцвет национальной политики губителен для казахстанского АПК. Совпадение или закономерность? 20.09.2012
Серик Баймурзин
Газета «КазахЗерно.kz»
http://kazakh-zerno.…fromfeed=1Речь идет о массовой эмиграции из Казахстана русскоязычного населения. Сегодня все специалисты, дипломаты и рядовые граждане отмечают, массовый отток населения действительно возобновился.
И если в тяжелые для страны годы сразу после перестройки уезжали из страны именно по экономическим причинам, то сегодня виной тому национальная политика, проводимая в республике. В частности шумиха вокруг государственного языка, а также проблемы, связанные с трудоустройством русскоязычных соотечественников.Судите сами, по официальным данным, в период с 1989-1999 гг. численность немцев, проживающих в Казахстане, уменьшилась на 63,1%, русских - на 28,6%, украинцев - на 38,9%, белорусов - на 38,7%. Вторая волна оттока населения началась в начале 2000-х годов. За последние годы число немцев сократилось на 50% (на 175 тыс.), украинцев - на 39% (214 тыс.), русских - на 15% (683 тыс. чел.), констатирует факты на страницах издания «КазахЗерно.kz» наш соотечественник, ныне проживающий в России.
Как показывают результаты исследований, более половины выезжающего за пределы республики на постоянное место жительства трудоспособного населения имеют высшее образование, 65% - образование не ниже средне-специального, а 25% - имеют трудовой стаж, превышающий 10 лет. То есть, говоря своими словами, Казахстан теряет ценные кадры.
..........
«Если говорить открыто, то вымирание казахстанских сел, в том числе, происходит именно из-за оттока русскоязычного населения. По большей части молодые специалисты предпочитают уезжать из наших деревень не в город, а сразу в другую страну. Это действительно проблема.
Сегодня в обществе у русскоязычного населения существует единственная догма - в Казахстане для нас нет перспектив карьерного роста.
И на то есть причины. На данный момент во всех без исключения институтах власти свыше 95% их членов - казахи. Парламент, Министерство сельского хозяйства, областные управления сельского хозяйства - почти все представители титульной нации. На сегодняшний день даже в крупных агрохолдингах, предприятиях пищевой промышленности все меньше управленцев других национальностей. «Зачастую специалист более высокого класса в той или иной сфере, но не владеющий государственным языком, вынужден уступить место знающему язык, но гораздо более слабому в своем деле человеку. Это утопия для нас», - говорит ректор.
Все вышесказанное приводит к тому, что во всех отраслях снижается уровень конкуренции, а именно здоровую конкуренцию можно считать одним из основных двигателей прогресса. Кто-то говорит, что мы уже больше 20 лет назад стали независимой страной, поэтому пора бы уже стать по-настоящему казахским государством. Но тут нужно учитывать и возможные последствия, которые нас ждут от перехода к мононациональному государству. Способны ли мы сами, казахи, грамотно вести проблемные отрасли, хватит ли у нас для этого опыта?
.......
Сегодня, к моему глубочайшему сожалению, и среди казахской молодежи все чаще слышу только одно мнение - нужно в скором времени переводить все на государственный язык. А другие нации поставить перед выбором - учить язык или уезжать. Но, важно понять, чем сулит нам перевод на казахский язык всего делопроизводства?
Перейдем от общего к частному. Бывший казахстанец Александр Вагнер рассказывает: «Наша семья на протяжении долгих лет проживала в селе Куприяновке Северо-Казахстанской области. Село небогатое, молодое, в основном в нем проживали немцы. Кроме сельского хозяйства, никакого способа заработать не было, жили тем, что выращивали. В конце 90-х своими руками близ с. Пески выстроили сеновалы для корма скотины, а также силосные ямы. Отвели специальные земли для перегноя. Скотины в то время было столько, что лугов не хватало.
В Целинном районе (сегодня район им. Габита Мусрепова - авт.) была земля, выращивали качественный ячмень. На двоих с коллегой выходило порядка 500 гектаров, сами сеяли - сами убирали. Плюс содержали 8 голов КРС и большое поголовье свиней. Мясо и молочную продукцию реализовывали на рынках с. Дружба, Ефимовка и других.
Сразу после перестройки до 1996 года из населенного пункта в поисках лучшей доли выехала почти половина русскоязычных семей. Причины банальные - кушать нечего было, поэтому спешно продавали свои «москвичи», бросали дома - и за кордон. Многие увозили в вагонах самое дорогое - коров, чтобы на новом месте хоть как-то сводить концы с концами.
Деревня уже в то время заметно опустела, хотя, сказать честно, оставшиеся все еще верили в чудо, что село оживет. С приходом 2000-х ситуация в материальном плане немного выровнялась, однако определенность в будущем так и не пришла. Мы выжили, но на месте материальных выросли проблемы несколько иного плана - национального. Год от года все больше русскоязычных людей выезжают из Казахстана, потому что не чувствуют уверенности в завтрашнем дне.
Нет, вы не подумайте, никого не гонят метлой.
Просто жить в постоянном страхе, что твои не владеющие государственным языком дети могут в конечном итоге оказаться безработными и никому не нужными, стало невозможным. Во всех без исключения предприятиях и отраслях при приеме на работу предпочтение отдают именно титульной нации. Поэтому в 2005 году мы всей семьей уехали из Казахстана в Свердловскую область. Поставили дом, получаю пенсию, веду подсобное хозяйство, дети при деле и, что самое главное, нет ощущения, что мы в гостях.