Среднеазиатский капкан. Киргизия и др.
669,611 2,540
 

  demabas ( Слушатель )
01 окт 2012 08:59:12

Тред №471428

новая дискуссия Дискуссия  93

Дехкане недовольны      
28.09.2012 07:02  
Путин не устраивает Ташкент в роли арбитра по водным вопросам

Нигора Юлдашева, Ташкент


«РФ не смогла реализовать себя в роли внешнего арбитра водных споров в Центральной Азии», - заключил эксперт Центра экономических исследований Узбекистана Бахтиер Эргашев в обзоре «Водная спираль ЦА», опубликованном на этой неделе аналитическим порталом Mezon.uz. В материале критически оценен результат визита президента РФ Владимира Путина в Бишкек - подписание договоренностей между Россией и Кыргызстаном о строительстве Камбар-Атинской ГЭС.

Напомним, что президент Узбекистана Ислам Каримов во время встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым 7 сентября озвучил жесткое несогласие с планами Таджикистана и Кыргызстана по строительству новых крупных ГЭС на трансграничных реках. Буквально Каримов предостерег тогда руководство соседних стран, что если их соглашения с «какими-то великими государствами» об изменении водного режима будут осуществляться без одобрения Узбекистана и Казахстана, то разногласия по трансграничным водным вопросам в регионе могут «усугубиться настолько, что это может вызвать не просто серьезное противостояние, но даже войны». Между тем лидеры России и Кыргызстана по итогам встречи в Бишкеке 20 сентября подписали соглашение об участии «РусГидро» и«Интер РАО ЕЭС» в строительстве ГЭС Камбар-Аты-1 и четырех ГЭС Верхне-Нарынского каскада общей стоимостью около $2 млрд. Согласно договору, каждая из сторон будет иметь по 50 процентов акций. Российская сторона в течение 3 месяцев должна внести необходимую сумму на разработку ТЭО, а кыргызские партнеры - предоставить земельные участки. До выхода на самоокупаемость управление объектами будет отдано российской стороне, председателем совета директоров и главой правления ЗАО «Камбар-Атинская ГЭС-1» и ЗАО «Верхне-Нарынские ГЭС» будут назначены представители российских компаний. Были также подписаны соглашения о создании в 2017 году на территории Кыргызстана объединенной российской военной базы и о поэтапном списании к тому времени $489 млн. долга Кыргызстана перед РФ. Относительно этого договора президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев прокомментировал, что к условиям нахождения на территории Кыргызстана четырех уже расположенных там российских военных объектов добавляется очень важный пункт, согласно которому «в случае какой-то агрессии на Кыргызстан атаки какого-то государства или террористов Россия будет нашу страну защищать».

Владимир Путин, в свою очередь, отвечая на вопросы бишкекских журналистов, сказал, что конкретную дату завершения строительства новых ГЭС в Кыргызстане называть пока рано. Хотя в соглашении четко прописаны сроки разработки ТЭО, отраслевые специалисты считают, что они могут быть подготовлены даже раньше указанных там 3-5 месяцев, поскольку кыргызские водники собирали для них материалы заранее. Это значит, что строительство новых ГЭС может начаться уже весной 2013 года. Однако, по мнению независимого российского политолога Аркадия Дубнова, у обеих сторон пока есть опасения, что достигнутые соглашения могут не претвориться в жизнь. «Бишкек хотел бы надеяться, что заключение соглашений будет сопровождаться помощью Москвы по налаживанию диалога по энергетическим проблемам с Ташкентом», - сказал аналитик в комментарии кыргызской службе «Радио Свобода». Другие эксперты обратили внимание, что в качестве некоего «примирительного жеста» в адрес Узбекистана Путин и Атамбаев ссылались на статью 13 договора, предусматривающую возможность вхождения в консорциум по строительству ГЭС новых участников - Казахстана и Узбекистана. На практике согласие или даже участие Узбекистана необходимо не только по политическим, но и по экономическим причинам -  электроэнергия, которую будут вырабатывать новые ГЭС на реке Нарын, могла бы найти прямой и долгосрочный сбыт при эксплуатации железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, которую планируется провести как раз через Нарынскую область Кыргызстана. Казахстан также, вероятно, рассматривается кыргызскими энергетиками как потенциальный рынок для сбыта электроэнергии по уже опробованной схеме закупок - «в обмен» на гарантии сезонных попусков поливной воды из дамб на Нарыне в русло Сырдарьи во время вегетационного периода…

Пока что ни Астана, ни Ташкент не откликнулись на предложения из Бишкека. По сообщениям официальных СМИ Узбекистана со ссылкой на пресс-службу Президента Республики Казахстан, 26 сентября Ислам Каримов и Нурсултан Назарбаев провели переговоры по телефону, в ходе которых полностью подтвердили свои позиции по вопросу строительства гидротехнических сооружений в верховьях реки Сырдарья. Эти позиции, сформулированные в рамках официального визита Ислама Каримова в Казахстан 6-7 сентября 2012 года, недвусмысленно требуют проведения независимой международной экспертизы проектов и учета мнений всех заинтересованных сторон. Эмоциональное же отношение Ташкента к водно-энергетическим соглашениям Путина и Атамбаева, по мнению неправительственных аналитиков в Узбекистане, озвучено экспертом Центра экономических исследований, хотя касаются, в основном, позиции президента РФ. «Спираль ошибок, взаимного непонимания, реальных и надуманных обид закручивается все туже», - пишет Бахтиер Эргашев в сообщении «Водная спираль ЦА», - Талейран однажды сказал: «Это больше чем ошибка. Это – глупость». Хорошо, построили Камбар-Ату. И что дальше? Россия получает контроль над «водным вентилем» в ЦА? Нет! Для полного контроля нужен Рогун. А это значит  нужно идти на полный конфликт с Узбекистаном. Но при этом нужно понимать, что кто бы ни был во главе Узбекистана – консенсус по распределению воды в регионе, роли, месте и интересах Узбекистана в узбекской элите и обществе полный. И это долговременный фактор. И позиция Узбекистана будет жесткой в этом вопросе, несмотря ни на что. А это значит, что спираль конфликтности между РФ и Узбекистаном будет только раскручиваться». Далее эксперт задается вопросом, выгоден ли такой конфликт России, напоминая,  что Узбекистан был реальным и надежным партнером РФ, когда (в 90-е годы) нужно было тушить пожар гражданской войны в Таджикистане. Узбекистан также был силой, сдерживавшей натиск талибов во второй половине 90-х, помогая Северному альянсу в Афганистане. И именно Узбекистан сможет реально работать в афганском направлении совместно с Россией, Китаем после 2014 года. То есть  после вывода войск США и НАТО из Афганистана. Эксперт, впрочем, отверг и даже высмеял предположения политологов и журналистов, что нынешняя позиция Путина может быть реакцией на выход Узбекистана из ОДКБ и разворот курса внешней политики в сторону США, который он даже (!) охарактеризовал как «мифический». «Просто смешно и несерьезно это – страна, претендующая на статус великой державы, действует на основе эмоций и обид?» - удивился эксперт. Но далее охарактеризовал ситуацию довольно нелицеприятно: «Смысл этого маневра, на мой взгляд, РФ не смогла реализовать себя в роли внешнего арбитра водных споров в ЦА, которую она старалась занимать все эти годы. И теперь решила, что надо четко и недвусмысленно занять сторону одной из сторон этого конфликта». При этом эксперт подчеркнул, что в региональной политике все же «от намерений и планов до их практической реализации - дистанция огромного размера».

Надо заметить, что жесткая позиция по водным вопросам, озвученная президентом Исламом Каримовым в Астане, в свете последних событий произвела серьезное впечатление на многих общественных лиц в регионе. Так, по мнению казахстанского политолога Марата Шибутова, «если в Бишкеке и Душанбе не пойдут на попятную, войны в ближайшие два-три года не избежать». Политолог считает, что к 2014-2015 году узбекская армия полностью перевооружится, в том числе и за счет техники, которую США и НАТО передадут ей после ухода из Афганистана. «Но даже при наличии тех сил и средств, которыми Узбекистан располагает на сегодняшний день, он вполне способен вести войну на два фронта», - сказал Шибутов в комментарии  Total.kz. Похожей точки зрения придерживаются и таджикские наблюдатели, полагающие, что открытый конфликт с соседями может быть на руку властной элите Ташкента, чтобы переключить общественное внимание от внутренних проблем страны. Однако неправительственные аналитики внутри Узбекистана уверены, что правительство Ислама Каримова ни при каких обстоятельствах не имеет в виду затевать военные стычки с соседними странами и даже менее других заинтересовано в эскалации трансграничных споров. Жесткие высказывания по строительству новых ГЭС в данном случае адресованы, в первую очередь, Москве. Если та вдруг действительно решит «поиграть» на этом поле - для давления на Ташкент в непростых в последнее время вопросах политических и экономических взаимоотношений.  Возможно и привлечение большего внимания к ситуации со стороны США и Запада, в чем Ташкент заинтересован. И это уже происходит. Во вторник, 25 сентября госсекретарь США Хиллари Клинтон, выступая в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке перед участниками «круглого стола» «Водные ресурсы, мир и безопасность», призвала представителей 50 государств - участников сделать поиск решений по водным ресурсам приоритетом их внешней политики. Клинтон напомнила о новом докладе разведки США, где говорится о «росте региональной напряженности из-за воды» в бассейне реки Амударья и регионе Центральной Азии. В упомянутом ей докладе, сделанном на основании данных ЦРУ, разведывательного управления министерства обороны (РУМО) США, агентства национальной безопасности (АНБ) США и ФБР, содержится предупреждение, что сокращение запасов воды и плохое управление водными ресурсами скажется на жизни миллионов людей. Также водные ресурсы «могут стать источником махинаций и роста нестабильности».  Поэтому США хотят принять ряд упреждающих мер общественного и экономического характера. «Здесь в ООН нам нужно работать, чтобы ни один ребенок не погиб из-за передающегося через воду заболевания и чтобы, конечно же, никогда из-за воды не началась война», - подчеркнула глава внешнеполитического ведомства. Клинтон содействовала созданию «Партнерства США по водным ресурсам», участниками которого стали 28 организаций, представляющих правительство США, американский бизнес, гуманитарные организации и университеты, в том числе госдепартамент США, министерство энергетики США, НАСА, Экспортно-импортный банк США,  фонд Рокфеллера, автомобильная корпорация «Форд», компании «Кока-Кола», «Проктер энд Гэмбл» и другие. Уже взявшие на себя обязательства выделить более $600 млн. «для реализации различных усилий, связанных с водными ресурсами». По мнению неправительственных экспертов, дипломатия Узбекистана постарается привлечь эту и другие американские и европейские гуманитарные ассоциации к участию в решении водных проблем региона. Раз внешний водный арбитр ЦА - в лице России, по мнению официального Ташкента, на данном этапе не удался, Ташкент постарается подыскать и привлечь других рефери.

http://dn.kz/index.p…p;Itemid=4
  • +0.09 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!