Интеграционные процессы необходимы для экономического развития. По этому пути сегодня идут страны евразийского региона, на этом пространстве уже работает Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана и Единое экономическое пространство.
Восемь стран: Армения, Белоруссия, Россия, Украина, Казахстан, Молдавия, Киргизия, Таджикистан подписали договор о зоне свободной торговли СНГ. Однако Киргизия и Таджикистан документ до сих пор не ратифицировали. Первый заместитель министра иностранных дел России Андрей Денисов отметил, что есть основания говорить о том, что это произойдет до конца этого года:
"Мы придаем большое значение подписанному договору о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Большая часть стран, в том числе почти все здесь присутствующие, уже выполнили внутригосударственные процедуры, которые необходимы для вступления этого договора в силу. Мы рассчитываем, что до конца текущего года будут завершены процедуры и в остальных государствах, этот документ подписавших. Ожидаем, что договор придаст торгово-экономическим отношениям на пространстве СНГ транспарентный и предсказуемый характер".
Таможенному союзу уже есть что продемонстрировать в качестве положительного эффекта интеграции: за полтора года существования объединения взаимный товарооборот между Белоруссией, Казахстаном и Россией вырос почти на 40 процентов. От этого роста напрямую зависит и создание новых рабочих мест. Отметив успехи Таможенного союза, Андрей Денисов сказал, что его участники не намерены останавливаться на достигнутом:
"Зона свободной торговли – это когда государства договариваются между собой о снятии таможенных пошлин и барьеров на пути взаимных потоков товаров. Таможенный союз – это более высокая степень унификации торговой политики, когда создается общий таможенно-тарифный "забор" вокруг всего периметра этих стран. Дальше идет Единое экономическое пространство. Это реализация принципа "четырех свобод" – свободы движения товаров, капиталов или инвестиций, услуг и рабочей силы. Таможенный союз распространяется только на торговлю товарами. Высшая форма интеграции – это то, что мы видим на примере ЕС. Это организация региональной и экономической интеграции. До этой формы нам еще надо работать. Но цель такая стоит".
Интеграционные структуры открыты для присоединения других государств. Идут переговоры с Киргизией и Таджикистаном. Никто не ставится перед выбором: ориентироваться на Европу или Евразию – на Европейский или Таможенный союз. В этом плане участников дискуссии и журналистов интересовала позиция Украины. Сегодня общий рынок Таможенного союза – 170 млн человек. С присоединением Украины он перешагнул бы рубеж в 200 млн человек.
Украинские эксперты просчитывают моментальные и долговременные плюсы и минусы присоединения к ЕС и ТС, объяснил посол Украины в России Владимир Ельченко. Впрочем, вывод можно сделать уже сегодня – отказаться ни от того ни от другого Киев не сможет.
"Украина географически расположена так, что мы никогда не сможем выбрать. Пять лет назад у нас торговля с ЕС превышала торговлю со всеми странами СНГ. Сегодня наоборот: около 42 процентов торговли приходится на Россию, Белоруссию и Казахстан. Из них около 90 процентов – на торговлю с РФ. И уже меньше 30 процентов нашей торговли приходится на страны Европейского союза. Причем если первая цифра потихоньку растет, то вторая – снижается. Но не стоит забывать, что мы живем в условиях экономического кризиса", - сказал Владимир Ельченко.
Украина заинтересована в одинаково выгодной модели взаимодействия с ЕС и ТС и надеется найти свое место, по словам Ельченко, "и там и там".
На 2015 год запланирован запуск Евразийского экономического союза. Впереди большая работа по унификации правил. Однако в России, Белоруссии и Казахстане не видят прямых вызовов, которые бы помешали амбициозным экономическим планам. К тому же через три года участников союза может быть гораздо больше. Андрей Денисов отметил, что интеграция – это "попытка восстановить то хорошее, что было, когда мы были единым народно-хозяйственным комплексом".