Некоторые приемы аргументации и контраргументации из книги Елена Сидоренко ТРЕНИНГ ВЛИЯНИЯ и ПРОТИВОСТОЯНИЯ влиянию: ЦитатаТехники аргументации
1. Метод положительных ответов Сократа Последовательное доказательство предлагаемого инициатором решения проблемы или задачи. Каждый шаг доказательства начинается со слов: «Согласны ли вы с тем, что...» Если адресат отвечает утвердительно, данный шаг можно считать пройденным и переходить к следующему. Если партнер отвечает отрицательно, инициатор продолжает словами: «Простите, я не совсем удачно сформулировал вопрос. Согласны ли вы с тем, что...» и т. д. до тех пор, пока адресат не согласится со всеми шагами доказательства и с предлагаемым решением в целом Примечание. Задавать иные вопросы, кроме вопроса «Согласны ли вы...», не рекомендуется. Особенно опасны вопросы: «А почему вы не согласны?» или «Почему вы возражаете против очевидных вещей?». 2. Метод двусторонней аргументации Открытое предъявление как сильных, так и слабых сторон предла¬гаемого решения, дающее адресату понять, что инициатор влияния сам видит ограничения этого решения. Предоставление адресату возможности самому взвесить аргументы «за» и «против». Примечание. Рекомендуется применять лишь по отношению к высокоинтеллектуальным партнерам.
4.2. Контраргументация Фактически контраргументация — это более частое явление, чем аргументация, особенно если обсуждение темы занимает не 15 минут, а несколько часов, дней или даже месяцев.
Техники контраргументации
1. Метод перелицовки аргументов партнера Прослеживание хода решения проблемы или задачи, предложен¬ного партнером, вместе с ним до тех пор, пока не будет найдено про¬тиворечие, свидетельствующее о справедливости противоположных выводов. Примечание. Рекомендуется тщательно придерживаться логи¬ки чужого решения, вместо того, чтобы предлагать свою. Вариант (а). Выслушивание доказательства партнера. В а р и а н т (б): Воспроизведение вслух того доказательства, которое предложил партнер. В а р и а н т (в): Прослеживание логики доказательства партнера с использованием наглядных средств. Высокий пилотаж исполнения техники: помочь партнеру прийти к открытию «Мы оба ошиблись». Высший пилотаж: помочь партнеру прийти к открытию «Ну вот ви¬дишь, я все же нашел правильное решение, а ты говорил». Примечание. Не рекомендуется быть «убийственно» убедитель¬ным и подчеркивать, что партнер допустил ошибку или противоречие. 2. Метод развертывания аргументации Предъявление партнеру новых, ранее не известных ему аргументов. Примечания. Можно использовать только после того, как про¬ведена работа с уже предъявленными аргументами партнера, иначе новые аргументы просто не будут услышаны. 3. Метод разделения аргументов Разделение аргументов инициатора на верные, сомнительные и ошибочные и обсуждение их по формуле: 1) «Я согласен с вами в том, что...» (далее воспроизводится соответ-ствующий аргумент); 2) «Правда, я уже менее уверен, что...» или «Не могу избавиться от некоторого сомнения в том, что...» или «Хотелось бы, чтобы это было так, однако мой опыт говорит, что не всегда...» (далее воспроизводится сомнительный аргумент). Примечания. Такое начало помогает партнеру почувствовать, что в принципе вы готовы и согласиться с ним. Выражение сомнения помогает партнеру почувствовать, что вы готовы трезво и честно взве¬шивать все аргументы. 3) «Ну а что касается (далее следует ошибочный аргумент), то увы... (далее следует опровержение с помощью метода положительных отве¬тов, перелицовки или развертывания аргументации). Примечания. Работа, проведенная на этапах 1 и 2, помогает партнеру эмоционально смириться с вашим несогласием на этапе 3 и рационально оценить ваши встречные аргументы и доказательства
|