Поскольку новое исламское направление затронуло различные социальные слои населения, следует в самом обобщенном виде выделить некоторые типы ваххабизма .
Ваххабизм бедных. Этот тип ваххабизма получил наибольшее распространение в джамаатах горного Дагестана . Обнищавшее горское крестьянство находило в нем идеологическое и моральное основание для отказа от обременительных, разросшихся при социалистическом строе, дорогостоящих «народных» традиций и обычаев, которые в новых условиях становились невыносимыми. Кроме того, новая позиция давала возможность оставаться мусульманином и вместе с тем не интегрироваться с новыми порядками. Ваххабизм давал обоснование демонстративного протеста против новых порядков и религиозно санкционированного выхода отчаяния перед лицом обрушившихся невзгод.Ваххабизм богатых. Данный тип ваххабизма сложился в ряде крупных селений предгорной и равнинной частей Дагестана , в которых ислам сохранил довольно крепкие позиции. Это прежде всего Кадарский джамаат (селения Чабанмахи , Чанкурбе), Губден и несколько крупных селений аварцев-переселенцев в равнинных Кизилюртовском и Хасавюртовском районах. Жителям этих селений, расположенных вблизи городов и магистральных путей сообщения, удалось благодаря инициативе и взаимной поддержке успешно интегрироваться в рыночную экономику. Идеология ваххабизма позволяла им индивидуализировать исповедание веры, освободиться от навязанного вмешательства религиозного авторитета. Кроме того, сильной угрозой для этих джамаатов становилось развращающее молодежь вторжение новых ценностей и нового стиля жизни, а также вмешательство в их дела государства в лице коррумпированных чиновников. Стремление отстоять свой привычный образ жизни и самоуправление, освободиться от внешнего контроля и не утратить внутреннее единение джамаата вызвало необходимость в ином, нетрадиционном исламе. Ваххабизм здесь стал идеологией изоляции от внешнего воздействия и противостояния деморализующему влиянию западных ценностей.Для полноты картины помимо этих двух основных типов ваххабизма следует выделить еще два.
Ученый ваххабизм. К этой категории относятся те, кто стремился рационально осмыслить ислам. Религиозный авторитет, основанный на мистических принципах, не мог их удовлетворить, не устраивали их также истолкования, которые давались носителями религиозной традиции, не получившими современного образования. Кроме того, многие представители дагестанской верующей молодежи, успевшей получить качественное религиозное образование в исламских университетах Востока, не могли относиться с уважением к доморощенным служителям культа. Многие из них не видели в традиционные шейхах и слимах религиозных авторитетов.Интеллигентский ваххабизм. Часть современной дагестанской интеллигенции, полностью утратившая в советских школах и вузах связь с исламской традицией, лишенная в новой ситуации идеологических устоев и уже не способная в силу своего образования и воспитания обратиться к «фольклорному» исламу, находила в ваххабизме идеологическую отдушину. В их представлениях ваххабитский ислам с его принципами трансцендентального единобожия и отказа от поклонения всем земным авторитетам позволяет мусульманину не соблюдать довольно обременительные ритуалы:, не требует строгой духовной опеки со стороны земных авторитетов. В этой связи вполне правомерно сопоставление современного ваххабитского движения в Дагестане с движением протестантизма в Западной Европе в известный период истории.Первые столкновения между ваххабитами и тарикатистами регистрируются в ряде мест начиная с 1991 г., а первые публичные диспуты между ними стали происходить в 1993 г. Они проводились в Махачкале, Хасавюрте, Кизилюрте, Каспийске и ряде селений. До середины 1990-х годов их противостояние не оказывало воздействия на власть. Только с 1996 г., с приходом к руководству ДУМД Саидмагомеда Абубакарова, противостояние ваххабитов и тарикатистов превратилось в серьезный фактор политической жизни республики. В многотиражных газетах стали публиковаться статьи видных представителей ДУМД с резкой критикой ваххабитов. Противостояния между ваххабитами и тарикатистами наблюдались и в ряде джамаатов. Часто в ходе исполнения обычных ритуалов возникали острые споры, доходившие до столкновений, в ряде мест даже вооруженных. Большой резонанс вызвало кровопролитие в Чиркее в декабре 1995 г., в марте 1996 г. произошли столкновения в селении Кванада.
Наибольший резонанс вызвала деятельность ваххабитов в селениях Карамахи-Чабанмахи .
Там ваххабиты приобрели столь большое влияние, что полностью взяли под свой контроль жизнь в джамаате и в конце концов даже вышли из подчинения органам власти. Образование независимого анклава, управляемого шариатскими законами, в центре Дагестана оказало тогда сильное влияние на ход внутриполитической борьбы. По всей видимости, успех карамахинских ваххабитов спровоцировал решение чеченских сепаратистов вторгнуться в августе 1999 г. в Дагестан под знаменем ислама.
Первоначально все выглядело безобидно.
Еще в 1992 г. в Карамахи поселился алим из Иордании, который, получив покровительство одной из местных семей, принялся за религиозное образование молодежи. Разумеется, его ислам, привезенный издалека, был не похож на то, что знали и считали правильным местные религиозные авторитеты. Заграничный ислам стал приобретать популярность среди сельской молодежи, но первоначально это не только не встречало сопротивления сельчан, но даже и поощрялось, поскольку интерес к исламу среди юношей отвращал от массы новых соблазнов, обрушившихся на их головы. Ситуация стала проблемной в конце 1994 — начале 1995 г. К этому времени население Карамахи разделилось «на два враждующих лагеря, когда сын готов был убить отца, если тот не перейдет к ваххабитам, когда брат пошел на брата»[13]. Существенную роль в росте напряжения сыграла начавшаяся война в Чечне. Но после ее завершения, летом 1996 г., когда участники боевых действий стали возвращаться домой, население Карамахи и Чабанмахи оказалось уже окончательно расколотым. Карама-хинские вахабиты усилили свое влияние на джамаат, боевая и идеологическая подготовка молодежи, которая ранее проводилась на территории Чечни, стала проводиться непосредственно на территории Карамахи .
Первый вырвавшийся наружу конфликт произошел в июне 1996 г., когда обсуждался вопрос о переизбрании кадия карамахинской мечети. За этим последовало новое кровопролитие — в сентябре 1996 г. В конфликт втягивались, становясь на ту и иную сторону, также и представители власти. Известный моджахед Хаттаб, взяв осенью 1996 г. в жены дочь одного из своих сподвижников из числа местных жителей, стал частым гостем в Карамахи , и ваххабиты начали получать большую помощь оружием и деньгами. Новые кровавые столкновения жителей произошли здесь 12 мая 1997 г. Тогда общее число участников вооруженного столкновения достигало 500— 600 человек. Напряженное противостояние длилось несколько дней, в нескольких местах произошли локальные вооруженные столкновения с человеческими жертвами, пока в результате многодневных переговоров с участием высшего руководства республики не удалось убедить стороны подписать соглашение о мирном урегулировании конфликта.
Характер конфликта и сам факт заключения мирного соглашения властей с ваххабитами одного селения свидетельствовали, что они добились признания. Только ДУМД оставалось непреклонным противником всяких соглашений с ними. Один из наиболее авторитетных тарикатских шейхов, председатель Совета алимов ДУМД Арсланали-эфенди Гамзатов заявил тогда: «Кто думает, что ваххабизм – проблема только Карамахи , тот ошибается. Скоро он проникнет и в его дом. Сейчас хотят представить конфликт в Карамахи как столкновение ваххабитов и тарикатистов. Это глубокое заблуждение — ваххабиты воюют против всех мусульман, просто противостояли им сейчас одни мюриды»[14]. С этого времени проблема ваххабитов превратилась в одну из самых важных и широко обсуждаемых в республике тем.
Сильное общественное звучание имел публичный диспут между деятелями тарикатского ислама и ваххабитами, состоявшийся в Махачкале вскоре после указанных событий в Карамахи 27 мая 1997 г. Он широко освещался и обсуждался в СМИ республики. 22 декабря 1997 г. боевики напали на дислоцированную в Буйнакске российскую воинскую часть. Как показало расследование, его совершили дагестанские ваххабиты. Начались аресты наиболее активных из них. В Махачкале ликвидировали исламский центр «Кавказ», а его председателя, выходца из Карамахи , Мухаммад-шафи Джангишиева арестовали, многих ваххабитов задерживали и допрашивали. Репрессии, которые затронули прежде всего ваххабитов Кизилюртовского и других районов, т. е. сторонников Багаудина, но почти не коснулись карамахинцев, вызвали массовое бегство ваххабитов в Чечню.
Новые столкновения произошли в Карамахи-Чабанмахи через год, в мае 1998 г., когда местные ваххабиты захватили местное отделение милиции, изгнали со своей территории представителей официальных властей и объявили ее «освобожденным исламским районом с шариатским управлением». Тогда велся настоящий бой с милицией, прибывшей из Буйнакска; с каждой стороны участвовали сотни человек. Несколько дней шли боевые действия, но сломить сопротивление ваххабитов не удалось. Пришлось вновь начать с ними переговоры о разведении вооруженных сил, обмене пленными, разблокировании автодороги и т. д. С этого времени ни у кого не осталось сомнений, что в Дагестане возник анклав, способный в случае необходимости защищать себя силой оружия. А в августе 1998 г. «карамахинская коммуна» объявила, что будет досматривать все автомобили, проезжающие мимо их сел в сторону гор и обратно – на равнину. Но и эти крайние меры на них не подействовали. Власти ничего не могли достичь мирными средствами, а решиться на вооруженное подавление сплоченного и хорошо вооруженного «ваххабитского эмирата» были не способны. Дело в том, что противостояние среди правящих в республике этнопартий было тогда более важным и опасным для них.
Сразу за этим, 21 августа 1998 г., последовал террористический акт, направленный против муфтия Дагестана ; председатель ДУМД С. Абубакаров был убит взрывом бомбы во дворе соборной мечети в Махачкале. Это чудовищное преступление, как ни парадоксально, вызвало не обострение конфликта между тарикатистами и ваххабитами или между республиканской властью и вышедшим из подчинения ваххабитским джамаатом, а крайне острое противостояние между наиболее влиятельными в республике правящими группировками. Но и этот политический конфликт удалось урегулировать в течение нескольких дней, так что все осталось в том же напряженном состоянии — «карамахинская коммуна» сохранила свою независимость от властей, а во власти сохранился тот же напряженный паритет сил противостоящих друг другу этнических группировок.
Независимость Карамахи-Чабанмахи просуществовала еще ровно год —
до вторжения вооруженных формирований с территории Чечни в Дагестан в августе 1999 г.
За это время ваххабитский анклав приобрел почти все внешние атрибуты суверенитета; у них были свои органы власти, законы, суд и тюрьма, свои вооруженные силы и генералы, печать и телевидение. Они охраняли свои границы, без их разрешения никто не мог к ним въехать. В специальных лагерях близ селений проводилось обучение молодежи, приезжавшей из разных регионов республики. Обучавшиеся (талибы) жили в палатках недалеко от селения, их хорошо кормили и одевали. На первой фазе обучения продолжительностью не более месяца учащиеся проходили исключительно морально-политическую подготовку, их обучали ритуалам ислама; юноши обучались молитве, заучивая наизусть необходимые для этого суры. После завершения идеологического образования талиб имел право определиться, будет ли он продолжать подготовку или завершит обучение. В том случае, если принималось решение продолжить образование, он переходил к военному обучению и, связанный присягой, уже не мог по своему желанию покинуть подразделение. Обучение проводили выходцы из исламских стран, деньги на обучение и содержание также поступали из стран Востока.
Ваххабитский анклав в Дагестане был уничтожен в ходе войны со вторгшимися 2 августа в Дагестан из Чечни моджахедами.
29 августа 1999 г. против них началась войсковая операция, длившаяся до 21 сентября. Известно, какие трагические события сопровождали вооруженное подавление «карамахинского эмирата». 4 сентября был взорван пятиэтажный жилой дом военных в Буйнакске, погибли 64 человека и более 80 были ранены. На следующий день с целью поддержки карамахинцев в Новолакский район Дагестана вторглись отряды чеченцев общей численностью до 2 тыс. человек, открыв еще один фронт кровопролитных боевых действий. 11 сентября в Москве на улице Гурьянова был взорван дом – погибли 90 человек, 13 сентября другой взрыв 9-этажного дома на Каширском шоссе угес 118 человеческих жизней, а 16 сентября, в день объявления окончания операции в Карамахи - Чабанмахи , произошел взрыв дома в Волгодонске.
В тот же день, 16 сентября, дагестанский парламент принял закон о запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности, начались массовые аресты ваххабитов. С этого времени идеология и организационные структуры тарикатского ислама были официально признаны, а ДУМД начало превращаться в организацию, ведающую исповедальной стороной жизни всех дагестанских мусульман.
Исламские течения и конфликты в ДагестанеКисриев Э.Ф.