Терроризм и борьба с ним
814,157 2,983
 

  ахмадинежад ( Профессионал )
07 дек 2012 21:45:17

Тред №498752

новая дискуссия Дискуссия  131

Поскольку новое исламское направление затронуло различные социальные слои насе­ления, следует в самом обобщенном виде выделить некоторые типы  ваххабизма .

Ваххабизм  бедных.
Этот тип  ваххабизма  по­лучил наибольшее распространение в джамаатах горного  Дагестана . Обнищавшее горское крестьянство находило в нем идеологическое и моральное основание для отказа от обреме­нительных, разросшихся при социалистиче­ском строе, дорогостоящих «народных» тра­диций и обычаев, которые в новых условиях становились невыносимыми. Кроме того, но­вая позиция давала возможность оставаться мусульманином и вместе с тем не интегриро­ваться с новыми порядками.  Ваххабизм  давал обоснование демонстративного протеста про­тив новых порядков и религиозно санкциони­рованного выхода отчаяния перед лицом об­рушившихся невзгод.

Ваххабизм  богатых.
Данный тип  ваххабизма  сложился в ряде крупных селений предгорной и равнинной частей  Дагестана , в которых ис­лам сохранил довольно крепкие позиции. Это прежде всего Кадарский джамаат (селения  Чабанмахи , Чанкурбе), Губден и несколько круп­ных селений аварцев-переселенцев в равнин­ных Кизилюртовском и Хасавюртовском рай­онах. Жителям этих селений, расположенных вблизи городов и магистральных путей сооб­щения, удалось благодаря инициативе и вза­имной поддержке успешно интегрироваться в рыночную экономику. Идеология  ваххабизма  позволяла им индивидуализировать исповеда­ние веры, освободиться от навязанного вмеша­тельства религиозного авторитета. Кроме того, сильной угрозой для этих джамаатов станови­лось развращающее молодежь вторжение но­вых ценностей и нового стиля жизни, а также вмешательство в их дела государства в лице коррумпированных чиновников. Стремление отстоять свой привычный образ жизни и само­управление, освободиться от внешнего кон­троля и не утратить внутреннее единение джамаата вызвало необходимость в ином, нетра­диционном исламе.  Ваххабизм  здесь стал идеологией изоляции от внешнего воздействия и противостояния деморализующему влиянию западных ценностей.

Для полноты картины помимо этих двух основных типов  ваххабизма  следует выделить еще два.

Ученый  ваххабизм.
К этой категории отно­сятся те, кто стремился рационально осмыслить ислам. Религиозный авторитет, основан­ный на мистических принципах, не мог их удовлетворить, не устраивали их также истол­кования, которые давались носителями рели­гиозной традиции, не получившими современ­ного образования. Кроме того, многие пред­ставители дагестанской верующей молодежи, успевшей получить качественное религиозное образование в исламских университетах Вос­тока, не могли относиться с уважением к до­морощенным служителям культа. Многие из них не видели в традиционные шейхах и слимах религиозных авторитетов.

Интеллигентский  ваххабизм.
Часть совре­менной дагестанской интеллигенции, полностью утратившая в советских школах и вузах связь с исламской традицией, лишенная в но­вой ситуации идеологических устоев и уже не способная в силу своего образования и воспи­тания обратиться к «фольклорному» исламу, находила в  ваххабизме  идеологическую отду­шину. В их представлениях ваххабитский ис­лам с его принципами трансцендентального единобожия и отказа от поклонения всем зем­ным авторитетам позволяет мусульманину не соблюдать довольно обременительные ри­туалы:, не требует строгой духовной опеки со стороны земных авторитетов. В этой связи вполне правомерно сопоставление современ­ного ваххабитского движения  в   Дагестане  с движением протестантизма в Западной Евро­пе в известный период истории.


Первые столкновения между ваххабитами и тарикатистами регистрируются в ряде мест на­чиная с 1991 г., а первые публичные диспуты между ними стали происходить в 1993 г. Они проводились в Махачкале, Хасавюрте, Кизилюрте, Каспийске и ряде селений. До середи­ны 1990-х годов их противостояние не оказыва­ло воздействия на власть. Только с 1996 г., с приходом к руководству ДУМД Саидмагомеда Абубакарова, противостояние ваххабитов и тарикатистов превратилось в серьезный фак­тор политической жизни республики. В мно­готиражных газетах стали публиковаться ста­тьи видных представителей ДУМД с резкой критикой ваххабитов. Противостояния между ваххабитами и тарикатистами наблюдались и в ряде джамаатов. Часто в ходе исполнения обычных ритуалов возникали острые споры, доходившие до столкновений, в ряде мест да­же вооруженных. Большой резонанс вызвало кровопролитие в Чиркее в декабре 1995 г., в марте 1996 г. произошли столкновения в се­лении Кванада.

Наибольший резонанс вызвала деятельность ваххабитов в селениях  Карамахи-Чабанмахи .
Там ваххабиты приобрели столь большое вли­яние, что полностью взяли под свой контроль жизнь в джамаате и в конце концов даже вы­шли из подчинения органам власти. Образо­вание независимого анклава, управляемого шариатскими законами, в центре  Дагестана  оказало тогда сильное влияние на ход внутри­политической борьбы. По всей видимости, успех карамахинских ваххабитов спровоциро­вал решение чеченских сепаратистов вторг­нуться в августе 1999 г.  в   Дагестан  под знаме­нем ислама.

Первоначально все выглядело безобидно.
Еще в 1992 г. в  Карамахи  поселился алим из Иордании, который, получив покровительст­во одной из местных семей, принялся за рели­гиозное образование молодежи. Разумеется, его ислам, привезенный издалека, был не по­хож на то, что знали и считали правильным местные религиозные авторитеты. Загранич­ный ислам стал приобретать популярность среди сельской молодежи, но первоначально это не только не встречало сопротивления сельчан, но даже и поощрялось, поскольку интерес к исламу среди юношей отвращал от массы новых соблазнов, обрушившихся на их головы. Ситуация стала проблемной в конце 1994 — начале 1995 г. К этому времени насе­ление  Карамахи  разделилось «на два враж­дующих лагеря, когда сын готов был убить от­ца, если тот не перейдет к ваххабитам, когда брат пошел на брата»[13]. Существенную роль в росте напряжения сыграла начавшаяся вой­на в Чечне. Но после ее завершения, летом 1996 г., когда участники боевых действий ста­ли возвращаться домой, население  Карамахи  и  Чабанмахи  оказалось уже окончательно рас­колотым. Карама-хинские вахабиты усилили свое влияние на джамаат, боевая и идеологи­ческая подготовка молодежи, которая ранее проводилась на территории Чечни, стала про­водиться непосредственно на территории  Ка­рамахи .

Первый вырвавшийся наружу конфликт произошел в июне 1996 г., когда обсуждался вопрос о переизбрании кадия карамахинской мечети. За этим последовало новое кровопро­литие — в сентябре 1996 г. В конфликт втяги­вались, становясь на ту и иную сторону, так­же и представители власти. Известный мод­жахед Хаттаб, взяв осенью 1996 г. в жены дочь одного из своих сподвижников из числа мест­ных жителей, стал частым гостем в  Карама­хи , и ваххабиты начали получать большую по­мощь оружием и деньгами. Новые кровавые столкновения жителей произошли здесь 12 мая  1997 г. Тогда общее число участников воору­женного столкновения достигало 500— 600 че­ловек. Напряженное противостояние длилось несколько дней, в нескольких местах про­изошли локальные вооруженные столкнове­ния с человеческими жертвами, пока в резуль­тате многодневных переговоров с участием высшего руководства республики не удалось убедить стороны подписать соглашение о мирном урегулировании конфликта.

Характер конфликта и сам факт заключе­ния мирного соглашения властей с ваххаби­тами одного селения свидетельствовали, что они добились признания. Только ДУМД оста­валось непреклонным противником всяких соглашений с ними. Один из наиболее авто­ритетных тарикатских шейхов, председатель Совета алимов ДУМД Арсланали-эфенди Гамзатов заявил тогда: «Кто думает, что  вахха­бизм  – проблема только  Карамахи , тот оши­бается. Скоро он проникнет и в его дом. Сей­час хотят представить конфликт в  Карамахи  как столкновение ваххабитов и тарикатистов. Это глубокое заблуждение — ваххабиты вою­ют против всех мусульман, просто противо­стояли им сейчас одни мюриды»[14]. С этого вре­мени проблема ваххабитов превратилась в од­ну из самых важных и широко обсуждаемых в республике тем.

Сильное общественное звучание имел пуб­личный диспут между деятелями тарикатского ислама и ваххабитами, состоявшийся в Ма­хачкале вскоре после указанных событий в  Карамахи  27 мая 1997 г. Он широко освещал­ся и обсуждался в СМИ республики. 22 декаб­ря 1997 г. боевики напали на дислоцирован­ную в Буйнакске российскую воинскую часть. Как показало расследование, его совершили дагестанские ваххабиты. Начались аресты наиболее активных из них. В Махачкале лик­видировали исламский центр «Кавказ», а его председателя, выходца из  Карамахи , Мухаммад-шафи Джангишиева арестовали, многих ваххабитов задерживали и допрашивали. Ре­прессии, которые затронули прежде всего вах­хабитов Кизилюртовского и других районов, т. е. сторонников Багаудина, но почти не кос­нулись карамахинцев, вызвали массовое бег­ство ваххабитов в Чечню.

Новые столкновения произошли в  Карамахи-Чабанмахи  через год, в мае 1998 г., ког­да местные ваххабиты захватили местное от­деление милиции, изгнали со своей террито­рии представителей официальных властей и объявили ее «освобожденным исламским рай­оном с шариатским управлением». Тогда вел­ся настоящий бой с милицией, прибывшей из Буйнакска; с каждой стороны участвовали сотни человек. Несколько дней шли боевые действия, но сломить сопротивление ваххаби­тов не удалось. Пришлось вновь начать с ними переговоры о разведении вооруженных сил, обмене пленными, разблокировании автодоро­ги и т. д. С этого времени ни у кого не осталось сомнений, что  в   Дагестане  возник анклав, спо­собный в случае необходимости защищать себя силой оружия. А в августе 1998 г. «карамахинская коммуна» объявила, что будет досматри­вать все автомобили, проезжающие мимо их сел в сторону гор и обратно – на равнину. Но и эти крайние меры на них не подействовали. Власти ничего не могли достичь мирными средствами, а решиться на вооруженное по­давление сплоченного и хорошо вооруженно­го «ваххабитского эмирата» были не способ­ны. Дело в том, что противостояние среди правящих в республике этнопартий было то­гда более важным и опасным для них.

Сразу за этим, 21 августа 1998 г., последо­вал террористический акт, направленный про­тив муфтия  Дагестана ; председатель ДУМД С. Абубакаров был убит взрывом бомбы во дворе соборной мечети в Махачкале. Это чу­довищное преступление, как ни парадоксаль­но, вызвало не обострение конфликта между тарикатистами и ваххабитами или между рес­публиканской властью и вышедшим из под­чинения ваххабитским джамаатом, а крайне острое противостояние между наиболее влия­тельными в республике правящими группи­ровками. Но и этот политический конфликт удалось урегулировать в течение нескольких дней, так что все осталось в том же напряжен­ном состоянии — «карамахинская коммуна» сохранила свою независимость от властей, а во власти сохранился тот же напряженный паритет сил противостоящих друг другу этни­ческих группировок.

Независимость  Карамахи-Чабанмахи  про­существовала еще ровно год —
до вторжения вооруженных формирований с территории Чечни  в   Дагестан  в августе 1999 г.
За это вре­мя ваххабитский анклав приобрел почти все внешние атрибуты суверенитета; у них были свои органы власти, законы, суд и тюрьма, свои вооруженные силы и генералы, печать и телевидение. Они охраняли свои границы, без их разрешения никто не мог к ним въе­хать. В специальных лагерях близ селений проводилось обучение молодежи, приезжав­шей из разных регионов республики. Обучав­шиеся (талибы) жили в палатках недалеко от селения, их хорошо кормили и одевали. На первой фазе обучения продолжительностью не более месяца учащиеся проходили исклю­чительно морально-политическую подготовку, их обучали ритуалам ислама; юноши обуча­лись молитве, заучивая наизусть необходимые для этого суры. После завершения идеологи­ческого образования талиб имел право опре­делиться, будет ли он продолжать подготов­ку или завершит обучение. В том случае, ес­ли принималось решение продолжить образо­вание, он переходил к военному обучению и, связанный присягой, уже не мог по своему желанию покинуть подразделение. Обучение проводили выходцы из исламских стран, день­ги на обучение и содержание также поступали из стран Востока.

Ваххабитский анклав  в   Дагестане  был уничтожен в ходе войны со вторгшимися 2 ав­густа  в   Дагестан  из Чечни моджахедами.
29 ав­густа 1999 г. против них началась войсковая операция, длившаяся до 21 сентября. Извест­но, какие трагические события сопровожда­ли вооруженное подавление «карамахинского эмирата». 4 сентября был взорван пятиэтаж­ный жилой дом военных в Буйнакске, погибли 64 человека и более 80 были ранены. На сле­дующий день с целью поддержки карамахинцев в Новолакский район  Дагестана  вторглись отряды чеченцев общей численностью до 2 тыс. человек, открыв еще один фронт кровопролит­ных боевых действий. 11 сентября в Москве на улице Гурьянова был взорван дом – погибли 90 человек, 13 сентября другой взрыв 9-этаж­ного дома на Каширском шоссе угес 118 че­ловеческих жизней, а 16 сентября, в день объ­явления окончания операции в  Карамахи -  Чабанмахи , произошел взрыв дома в Волго­донске.

В тот же день, 16 сентября, дагестанский парламент принял закон о запрете ваххабит­ской и иной экстремистской деятельности, начались массовые аресты ваххабитов. С этого времени идеология и организационные струк­туры тарикатского ислама были официально признаны, а ДУМД начало превращаться в организацию, ведающую исповедальной сто­роной жизни всех дагестанских мусульман.


Исламские течения и конфликты   в   Дагестане
Кисриев Э.Ф.
  • +1.93 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!