Казахстан & С А
3,054,553 12,932
 

  demabas ( Слушатель )
13 дек 2012 10:23:09

Тред №501084

новая дискуссия Дискуссия  218

Казсат-2 работает уже год!
http://www.rcsc.kz/i…Itemid=286
строится Казсат-3
http://www.rcsc.kz/i…mp;lang=ru
Фактов достаточно?

Веселый


На космическом перепутье

«Ангару» меняем на «Зенит»?

Даже непредвзятый анализ событий уходящего года в российско-казахстанских космических делах наводит на мысль, что вскоре будет поставлен крест на и до того вялотекущих совместных проектах. И в первую очередь на строительстве на Байконуре наземного пускового комплекса «Байтерек».

Чтобы проверить свои наблюдения и догадки, я пригласил на разговор нашего постоянного автора, редактора международного журнала «Космические исследования и технологии» Нурлана Аселкана, чьи незашоренные, нестандартные взгляды, высказанные на страницах нашей газеты, часто оказывались точными.


ЛИТЕР-Неделя: Нурлан Александрович, да простит меня уважаемый Вильям, понимаешь, Шекспир, я недавно перефразировал его эпиграф к «Ромео и Джульетте»: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть об «Ангаре» и «Байтереке».
Н.А.: В стихосложении я не силен, судить не берусь. А что касается смысла, то он верен. Восемь лет, а именно столько прошло с того времени, когда президенты двух стран подписали многообещающий, как тогда всем казалось, проект «Байтерек». Сейчас приходится констатировать – это классический образец пустословия.
Не так давно руководитель Национального космического агентства Казахстана Талгат Мусабаев озвучил то, что давно уже обсуждалось в экспертном обществе, а именно ключевой проект «Казкосмоса», связанный с космодромом Байконур – «Байтерек», находится в глубочайшем кризисе. Объясню почему. К сожалению, все пожелания и начинания, которые инициировались на самом высоком уровне, на сегодняшний день оказались пустым звуком, не более. Это можно было в какой-то степени предвидеть. Об этом говорили пессимистически настроенные специалисты: в условиях колеблющейся российской политики в области средств выведения космических объектов ничего результативного получиться не может. «Казкосмосу» нужно было рассчитывать на самого себя, заниматься своими разработками или иметь альтернативные варианты. Вместо этого все было сосредоточено на проекте «Байтерек», он стал краеугольным камнем возводимого нами космического здания. Проект, как известно, постоянно увеличивал свою стоимость, и сумма эта уже перевалила за полтора миллиарда долларов США. И это при том, что с космодрома Плесецк не было совершено ни одного испытательного запуска носителя «Ангара», для которого, в сущности, и задумывался сам «Байтерек». Эта ракета до сегодняшнего момента находится в странном состоянии. Обычно публике демонстрируют первую ступень. Она даже испытывалась в полете в рамках российско-корейского проекта, но до орбиты так и не долетела. Специалисты ГКНПЦ им. Хруничева утверждают, что она показала себя достойно, но это далеко не так. Два пуска на Корейском полуострове были неудачными, а третий после двух попыток перенесен на 2013 год. Можно убеждать кого угодно, но факт остается фактом – нет зачетных, полноценных полетов нового носителя.
Завершение строительство пускового комплекса на космодроме Плесецк переносилось невероятное количество раз. В последний раз эти сроки перенесены на 2013 год. Среди ракетчиков ходит такая ироничная фраза: «Ангара» имеет срок реализации – это плюс два года от объявленной даты». Наконец, РФ приняла решение, не будем углубляться, чем оно вызвано, строить усиленными темпами космодром Восточный. Можно с полной уверенностью сказать следующее: с этого момента, когда новый космодром начал строиться, у «Роскосмоса» появился сверхприоритетный проект. И Россия приложит все усилия для его форсированного осуществления – в этом сомневаться не стоит.
В этой ситуации космодром Байконур становится главным конкурентом Восточного. Уже сейчас, не говоря уже о том, когда он будет построен. Тем не менее до 2020 года России без Байконура не обойтись. А далее Россия, видимо, предпримет усилия, чтобы космодром Байконур не был слишком затратен для нее, а в перспективе сам определил свою судьбу. Разговоры о том, что будет два космодрома, актуальны лишь на переходный период: одна страна просто не потянет полноценное финансирование и тем более развитие двух таких объектов. Не нужно забывать и о Плесецке, на его содержание тоже тратится немало средств.
Большие претензии высказывают к ракетно-космической корпорации «Энергия», которая занимается созданием пилотируемого корабля. Дескать, это она виновата в задержке этого проекта, в том, что сейчас нет носителя для корабля на Восточном. Тем не менее есть носитель «Зенит», который в варианте с твердотопливными ускорителями вполне может быть использован для испытания пилотируемого корабля. Однако «Роскосмос» без энтузиазма относится к предложениям о любых, даже минимальных, модернизациях «Зенита». «Роскосмос» отдает себе отчет, что «Зенит» представляет реальную конкуренцию «Ангаре». Сегодня слышатся мнения, что «Ангара» будет передислоцирована на Восточный. Использование ее на космодроме Восточный ставит точку в международном сотрудничестве. Смысла в строительстве «Ангары» при таком сценарии для нас нет. Недавно РФ предложила вообще паллиативный вариант – построить в рамках «Байтерека» на Байконуре старт для легкого варианта «Ангары». Старт, который никому не нужен: ни самим россиянам, ни военным, ни федеральной программе, ни международному рынку. Естественно, такое предложение тоже не вызвало энтузиазма у казахстанской стороны.
ЛИТЕР-Неделя: Что же нужно нам делать в такой ситуации? Опять, как говорится, ждать у моря погоды?
Н.А.: Нужно переформатировать договор аренды космодрома Байконур в том направлении, что главный и основной его арендатор – Российская Федерация – должна распоряжаться объектами, которые она хочет эксплуатировать, и избавиться от тех объектов, которые являются для нее обузой, затратными, лишними. Это прежде всего стартовые и технические комплексы «Протон» и «Союз». Площадки, не представляющие ценности, должны быть переданы на утилизацию или будут подлежать закрытию. Второе – провести переговоры с компаниями из дальнего зарубежья или стран СНГ, которые могли бы быть заинтересованы в использовании объектов космодрома. Это могла бы быть Украина, частные инвесторы, в том числе из России. Это создаст необходимую конкурентную среду. Следующей мерой после реформатирования договора аренды должна быть разработка новой программы создания носителя с приглашением крупной международной фирмы. Фирмы, которая могла бы выполнить заказ нашей страны на строительство ракеты-носителя из компонентов, особо подчеркиваю, доступных на международном рынке. Какая-то часть разработок должна проходить на предприятиях Казахстана. Главный вопрос только в том, чтобы государственные органы соответствующих стран были готовы к сотрудничеству и не ставили палки в колеса при осуществлении тех или иных проектов. Что касается Украины, то таких барьеров не должно быть. Поэтому, я думаю, не может быть никаких негативных реакций и возмущений, если Казахстан объявит о глубоком сотрудничестве в космической сфере с китайскими компаниями, которые в техническом плане готовы на такое сотрудничество. А пока у нас не хватает желания найти приемлемые организационные формы для привлечения специалистов из других стран, для создания смешанных рабочих коллективов, конструкторских подразделений.
ЛИТЕР-Неделя: При аренде космодрома РФ приходится решать много социальных вопросов, связанных с проживанием в Байконуре большого числа граждан Казахстана. Согласитесь, что это не должно заботить арендатора и россияне вправе сказать: ребята, мы ведь так не договаривались?
Н.А.: Что касается самого города Байконур, то его необходимо передавать на баланс Казахстана, только таким образом будут устранены многие проблемы наших граждан, проживающих там. Казахстан в свое время отдал большой город России, и поэтому возникает много проблем в вопросах труда казахстанских граждан, обучения их детей и т.д. Нам надо заниматься Байконуром, нужно брать его социальные расходы на себя, нужно освободить арендаторов от непосильных и ненужных издержек по содержанию ненужных им объектов, функций по охране периметров площадок и т.д.
Думаю, есть несколько вариантов действий. Первый – Казахстан остается арендатором, никуда не влезает, но при этом какую-то используемую площадку передает украинской, западноевропейской, китайской или индийской фирме, для того чтобы они сами использовали Байконур вместе с россиянами в рамках площадки.
Есть другой подход. Необходимо разработать программу создания собственного ракетоносителя в партнерстве с какой-нибудь мировой ракетно-космической фирмой. Должен появиться подрядчик, который будет производить и поставлять для нас ракету. Между прочим, в первые годы независимости Казахстана обсуждались предложения заказать в Самаре в ЦСКБ «Прогресс» носители «Союз» для нужд космодрома. Но в итоге этого не произошло.
ЛИТЕР-Неделя: Комментируя статью «Байконур близок к закату», опубликованную в газете «Известия», высокопоставленный чиновник «Роскосмоса», в частности, назвал малоперспективными российско-украинские проекты, в которых намерен или же участвует Казахстан. Речь идет о носителях «Днепр», «Зенит». Мол, последний хоть и является самой последней разработкой СССР, однако он по ряду характеристик уступает РН «Протон». Если «Протон» выносит на опорную орбиту 22 тонны груза, то «Зенит» – всего 14. Чем будете крыть?
Н.А.: Такой ответ рассчитан на малосведущих людей. Да, «Протон» мощнее «Зенита». Но он летает на токсичном гептиле, а такие ракеты еще Королев называл «вонючками». Сейчас почти все страны отказались от таких ракет, лишь Россия и КНР продолжают их упорно эксплуатировать. А «Зенит» – ракета экологически чистая и с учетом тенденции миниатюризации спутников уверенно держит свою нишу на рынке космических пусков. Она имеет большой потенциал повышения грузоподъемности. Путем проведения модернизации можно перевести «Зенит» в класс тяжелых РН, т.е. РН «Зенит» может заменить РН «Протон». Следовательно, говорить о ее малоперспективности некорректно.
ЛИТЕР-Неделя: И все же не хотелось бы заканчивать нашу беседу на минорной ноте. Тем более что ни казахстанская, ни российская сторона не хотят соглашаться с тем, что «вероятность того, что проект «Байтерек» будет реализован, сейчас практически равна нулю». И продолжают, как утверждает официоз, совместный диалог в поиске взаимоприемлемых решений создания на космодроме Байконур стартового комплекса космического ракетного комплекса «Байтерек». Не исключая использования и «Зенита». Как заявил недавно в ходе онлайн-конференции глава «Казкосмоса» Талгат Мусабаев, Казахстан намерен договориться с Россией о замене ракетоносителя «Ангара» на «Зенит», отметив при этом, что проект на основе «Ангары» уже приостановлен.
Н.А.: Все эти оттяжки носят лишь отвлекающий характер. В России никто не отменял решение об ограничении доступа своих соседей по СНГ к высоким технологиям. И от этой печки нужно плясать. Но я был бы искренне рад, если бы мои догадки и предположения оказались ошибочными.
ЛИТЕР-Неделя: Обидно, пока Россия и Казахстан бодаются из-за Байконура, рядом происходят великие космические прорывы. То, что еще несколько лет назад казалось фантастикой, стало обыденностью. Я имею в виду коммерческие космические рейсы на МКС.
Н.А.: После того как американцы пустили частный бизнес в низкоорбитальный космос, всем придется конкурировать по правилам, которые уже будут диктовать частные рынки, а не межправительственные соглашения. Сейчас по большому счету романтическая эпоха космонавтики закончилась. Это была эпоха Брауна, Королева, которые соревновались в создании космической техники, которая отвела угрозу ядерной войны и в конечном итоге стала работать на человечество. Инженеры и конструкторы достигли невероятных результатов, которые стали историей и которые, как это ни странно, невозможно повторить. Сейчас наступили другие времена. Не то чтобы космические цели и задачи исчерпали себя, но не все поколения могут быть сильными.

Сергей БОРИСОВ, Алматы


http://www.liter.kz/…p;Itemid=2
Отредактировано: demabas - 13 дек 2012 10:43:28
  • -0.28 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Alex_new ( Специалист )
13 дек 2012 11:02:01

Фактов именно достаточно.
Стоимость спутника очень высока, но не настолько, настолько стоит космодром.
Загубленный Казсат-1 послужил хорошим уроком. Славо богу!!! в РК продолжили заниматься этим делом... Еще раз выделили деньги. учли при управлении сделанные ошибки.
А теперь смотрим, А найдем деньги на новый космодром? Если загубим этот?

Ну и Вы не много путаете не сравнимые вещи- управление спутником, то есть строительство своего ЦУПа, который к стати оборудовали и сдавали российские специалисты.... и развитие и создание космодрома. .
Это как жить в доме и дом построить.
И все таки.
1)Мнение специалиста
2)Положительный Опыт развитие и создание новых крупных проектов. Новых- это означает не купленных готовых, а создание своими специалистами.Подмигивающий
  • +0.31 / 2
  • АУ