Проявления «Севрского синдрома» в социо-политическом дискурсе Турции Страхи и навязчивые фобии турецких общественных и политических кругов проявляются в ходе обсуждений проблем, стоящих перед Турцией, в связи с актуальными задачами внешней и внутренней политики этой страны.
В этой связи, дискуссии относительно вероятного расчленения Турции, нарушения целостности государства и возможной поддержки подобных инициатив со стороны внешних сил, никогда не прекращались, а в последние годы – даже усилились.
Это явление называют «севрским синдромом», «Севрофобией» (*), или «страхом расчленения». Соответствующие обсуждения на государственном и общественном уровне являются результатом сложного восприятия ряда существующих вопросов, которое, в свою очередь, даёт основания для выводов, основанных на беспокойстве, фобиях и иных психологических стереотипах.
Каким образом эти предположения и обсуждения согласовываются с внутренней средой в Турции? Во-первых, социально-политические события в стране, например, курдский вопрос, противостояние ислама и атеизма, кризис идентичности, перспективы развития Турции стали причинами нового восприятия и комментариев. Кроме того, неблагоприятные для Турции изменения, замеченные во внешней политике, в той или иной степени формируют общественные настроения, настроение, в рамках которых становятся очевидными проявления вражды и подозрительности по отношению к внешнему миру.
В дискуссиях о расчленении либо возможном разделении присутствует две стороны – внутренняя и внешняя. Первая имеет отношение к событиям, проистекающим из внутренней ситуации, связанной с серьёзным развитием курдского вопроса противостоянием секуляризма и ислама, кризисом национальной идентичности. Вторая – связана с внешними силами, политика которых по отношению к Турции не совпадает с её интересами и воспринимается в категориях заговора по отношению к турецкому государству. Как внутренние, так и внешние проблемы в Турции часто объяснялись при помощи широко распространённых «теорий заговора». Подобное восприятие во многом сложилось под влиянием как курдской проблемы и возможности создания курдского государства, так и международного признания Геноцида армян и Армянского Вопроса. Мы можем сказать, что “Севрский синдром”, имеет, главным образом, курдское и армянское направление. Хотя во многих случаях данное явление, прежде всего, связывается с курдской и армянской проблемами, оно имеет и более глубокую природу, связанную с политикой, проводимой внешними акторами, и ряд внутренних вопросов Турции.
Западным и некоторым турецким специалистам принадлежать обзорные материалы, связанные, главным образом, с социологическими, психологическими теоретическими сторонами «Севрского синдрома». Цель данной работы состоит в том, чтобы показать проявления «Севрского синдрома» в современных дискуссиях, продолжающихся в социально-политической, научной и военной средах Турции. Также речь идёт о рассмотрении подходов различных кругов в этой стране относительно многих деликатных тем, важных для безопасности Турции, в контексте «Севрофобии». Настоящее исследование подготовлено на основе изучения современной турецкой прессы, различных аналитических и научные обзоры, благодаря которым стало возможным получить представление о бытовании «Сервского синдрома» в различных турецких кругах.
(*) Хотя термины «Севрский синдром», «Севрофобия» получили своё имя от Севрского договора, они наполнены более широким смыслом, включая страх территориального расчленения, недоверия к внешнему миру, мировоззрение, основанное на теориях заговора и другие фобияи. Некоторые политические круги в Турции рассматривают яд вопросов, существующих в стране, в контексте «Севрского синдрома» – например, процесс демократизации, вопрос о реализации прав этнических меньшинств, проведение реформ в социально-политической сфере и т.д.
Левон ОВСЕПЯН
Bs-Kavkaz.org
http://bs-kavkaz.org…-syndrome/