А как же оно тикает?
11,405,094 15,322
 

  Dobryаk ( Практикант )
19 сен 2008 13:02:40

Тред №52575

новая дискуссия Дискуссия  373

Еще чуток о том же Физтехе....  тема вечная....

Зимняя сессия на 2-м курсе. Письменная по электричеству, два варианта по 4 задачи и для пижонов пятая общая премиальная от лично лектора Д.В.Сивухина. ФОПФ пишет в Большой Физической,  а РТ с моей будущей женой в Малой Химической. Договорено, что без четверти двенадцать встречаемся на 2-м этаже у туалета и выношу ей решения. К этому времени решил оба варианта плюс ремиальную, аккуратно записал решения и в карман. Свой вариант передал списывать одному бедолаге и... ужос... время-то без 18 полдень, и пора бежать. Выручать свои листки поздно, поднимаю руку и прошусь до ветру. Повезло: дежурный препод меня не знал, посмотрел он на мои чистые листки, потребовал их пронумеровать и подписать каждый, забрал у меня и отпустил. Я на минуту-другую из-за этого опоздал, отдал девушке Л. решения и помчался обратно. Тот же препод посадил меня за лабораторный стол, и под его неусыпным взглядом минут за  сорок накатал я с нуля все решения своего варианта, и сопровождаемый его выпученными глазами ушел до конца экзамена.

Через несколько дней устный экзамен. И тут до начал экзамена  подходит к Л. ее препод по физике Э.М.Трухан и говорит: "Мы в затруднении. На всем РТ премиальная пятая решена только у двоих --- у тебя и Мартынова. Решения идентичны слово в слово. Кафедра полагает, что кто-то у кого-то списал. Мартынов заявил, что он не списывал. Как быть?". На что Л. глядя ему в глаза сказала: "Кхм-м.-м, Эдуард Михалыч,  Мартынов сказал .... ну почти .... правду, мы оба списали". "Как оба? Такое невозможно! Решено только у вас двоих?". "Ну, Эдуард Михалыч, а Вы разве студентом не были?". Трухан с выпученными глазами пошел к кучке преподов, те пошушукались, стали ржать, потом спросили у Л., согласна ли она на четверки и по письменной и по устной, и отпустили домой.

А вот с Мартыновым вышла потом незадача: после Физтеха попал он в ГРУ, и в 91-м или 92-м получил вышку как предатель. Если бы эта история с экзаменом попала в  его личное дело, туда его не взяли бы...

На ФОПФ Сивухинскую задаче решило десять студентов. На Физтехе всякий имел святое право идти сдавать устный к лектору, я этим пользовался, и посмотрел Сивухин
на мое решение пятой задачи, и сказал с нескрываемым огорчением: "Как же так? Никто не решил ее как я хотел....".

А задача была ну почти для вступительного экзамена, и всякий может примерить ее на себя:

Лежит на даче велосипедное колесо, в которое накачали воду. Вода в колесе покоится. Вязкостью воды можно пренебрешь. Взяли это колесо и перевернули мордой вниз. И вода вдруг потекла. С какой скоростью? И была подсказка: "Используйте аналогию между силой Лоренца (это сила, искривляющая траекторию частицы в магнитном поле) и силой Кориолиса." Я, как и все остальные девять умников, подсказкой вопользовался, по дороге в этой аналогии повылазила уйма физических констант, потом они все испарились и вылез ответ:

радиус колеса помноженный на удвоенную угловую скорость вращения Земли, т.е., дважды 6.28..... в сутки.

И сказал Сивухин с болью: "Ну если ответ такой простой, то нафиг нужна была эта аналогия? Думать же надо, молодой человек! Ну вообразите это колесо на Северном полюсе. Лежит оно на льду и вода в колесе вместе с Землей относительно неподвижных звезд крутится --- один оборот против часовой стрелки в сутки. Повернули колесо мордой вниз: и вода вместе с колесом пошла относительно звезд тот же оборот в сутки по часовой стрелке. Но колесо вы руками придержали, а вода потекла. И относительно Земли будет два оборота в сутки. И не так уж много надо, чтобы сообразить, что на экваторе еффект равен нулю, и что будет закон СИНУС ШИРОТЫ". Был он искренне расстроен, а для меня это был шикарный урок!
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (5)
 
 
  __Игорь__ ( Слушатель )
19 сен 2008 18:45:40
Мордой вниз - это как?!

В ответку.

А мне почему-то запомнилась на всю жизнь задача, за которую нам ставили автомат в семестре по физике в 9 классе физматшколы при НГУ: "В поле тяжести земли на достаточно большой наклонной плоскости лежит монетка. Сила трения удерживает ее на месте, но угол наклона плоскости таков, что монета лежит на грани срыва. Монетку щелкнули сбоку, придав некоторую горизонтальную скорость, после чего монета поехала вбок и вниз. Какую установившуюся скорость будет иметь монета через достаточное для этого время?"
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Dobryаk ( Практикант )
19 сен 2008 19:05:53
Покрасьте шину с одного бока белой краской. И положите вначале белым  --- мордой --- вверх, а потом преверните белым вниз. Неважно, как будете крутить....
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  __Игорь__ ( Слушатель )
19 сен 2008 19:15:08
Понял, спасибо. Действительно красивое решение: полюс-экватор...
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  Dobryаk ( Практикант )
19 сен 2008 20:03:55
Сивухин хотел именно его, но НИКТО не допер, решили все правильно, но тупым применением формул. Я как-то задал этун задачу на конференции толпе профессоров, и провал был полным! Они все впали в ступор и не решил никто!
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  __Игорь__ ( Слушатель )
19 сен 2008 22:21:13
Есть такое дело, но это, с моей точки зрения, и нормально.

В тему. У нас в НГУ некоторые преподаватели были настроены против выпусников физматшколы, т.к. по их мнению мы почти все страдали "олимпиадным" стилем мышления: искали прежде всего красивые решения в ущерб стандартным подходам. Типа ненадежно все это. С другой стороны, мы все набирались с олимпиад, а там только так и можно было побеждать - база в объеме школьной программы была слабовата для использования прямолинейных подходов "в лоб".

Еще с одной стороны, поиск "олимпиадных" вариантов решения задач как-бы выравнивали преподавателей и учеников. У нас даже были соревнования в универе между командами преподов и студентов. Как сейчас помню, на первом курсе физфака на таком шоу преподаватели выкатили пару вогнутых металлических зеркал, направили друг на друга  и продемонстрировали "холодовые" лучи: в фокус одного зеркала ставили термопару, а в фокус другого - лед, после чего демонстрировали передачу холода на расстояниеУлыбающийся Такой вот стеб над первокурсниками.
  • +0.00 / 0
  • АУ