Президент Ирана и спикер парламента вновь вынесли свою вражду на публику. Сначала они обменялись оскорблениями в парламенте, а затем был арестован один из ближайших соратников президента.
Пожалуй, не было в мире газеты или телеканала, который не отметил бы арест и последующее освобождение на минувшей неделе одного из ближайших соратников президента Ирана Махмуда Ахмадинежада бывшего прокурора Тегерана Саида Мортазави. Эксперты называют его одной из ключевых фигур, помогавших Ахмадинежаду сохранить пост после выборов 2009 года, не признанных оппозицией и вызвавших многотысячные демонстрации протеста в Тегеране. Именно Мортазави жестоко подавил выступления несогласных. В 2010 году ему пришлось покинуть пост прокурора: судебные власти признали его причастным к пыткам и смерти в заключении по крайней мере трех оппозиционеров. Правда, тюрьмы Мортазави удалось избежать: президент быстро нашел ему место советника в одном из министерств и, судя по всему, приложил максимум усилий, чтобы он остался на свободе.
На минувшей неделе Мортазави был без всяких объяснений арестован и 36 часов провел в тюрьме, после чего, тоже без объяснений, был отпущен на свободу. История произошла в тот момент, когда сам президент совершал исторический визит в Египет — первый со времени провозглашения в Иране исламской республики в 1978 году. Ахмадинежад, естественно, в самой жесткой форме отреагировал на арест товарища, пообещав разобраться с теми, кто отправил Мортазави в тюрьму.
Легко предположить, что истинной целью задержания бывшего тегеранского прокурора была демонстрация силы иранской судебной системы, которая целиком и полностью находится на стороне спикера парламента Али Лариджани (что неудивительно: судебную власть Ирана возглавляет его брат Садек Лариджани).
Демонстрация силы состоялась буквально через пару дней после того, как во время заседания парламента президент и спикер обменялись обвинениями в коррупции. Заседание было посвящено отстранению от власти министра труда Ирана, который по настоянию президента и принял себе в советники бывшего тегеранского прокурора. В ходе заседания президент заставил депутатов заслушать аудиозапись, которую он назвал записью разговора между Мортазави и еще одним братом спикера парламента Фазелем Лариджани. Качество записи не позволило депутатам услышать хоть что-то, и тогда президент зачитал текст, якобы являющийся расшифровкой этой записи: Лариджани требовал крупную взятку у Мортазави в обмен на политическую поддержку. По словам президента, у него есть еще 25 часов аудиозаписей подобного рода. В ответ спикер парламента обвинил президента в попытках воспрепятствовать судебному преследованию своих ближайших помощников, в «мафиозном» мышлении и отсутствии базовых понятий об этике и достоинстве.
Более или менее публичными противоречия между Ахмадинежадом и Лариджани стали в 2011 году, когда Ахмадинежад уволил главу иранских спецслужб, а парламентарии, посчитавшие это выпадом против верховного лидера Ирана Али Хаменеи, восстановили министра на работе. С тех пор судебные власти арестовали нескольких соратников Ахмадинежада, а парламент регулярно критикует его. Кроме того, считается, что Ахмадинежад, протеже Хаменеи, потерял всякую поддержку верховного лидера.