Академик Сергей Глазьев:«От общего рынка – к союзным институтам»--------------------------------------------------------------------------------------
О перспективах евразийской интеграции на постсоветском пространстве размышляет советник президента РФ академик РАН Сергей ГЛАЗЬЕВ.– На постсоветском пространстве уже сформировалось ядро интеграционного процесса. Единая таможенная территория трёх государств Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) заработала в полномасштабном формате с середины 2011 года – Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России был создан за рекордные три года. С начала 2012 года идёт работа по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП). По её завершению в 2015 году планируется перейти к более высокому уровню интеграции – созданию Евразийского экономического союза (ЕЭС).
Достигнутые рубежи дают основу для работы общего рынка товаров – первой ступени интеграции. Для его успешного функционирования необходимо выравнять условия конкуренции; с этой целью разрабатываются общие правила регулирования деятельности естественных монополий, определяются ограничения по предоставлению субсидий, унифицируется доступ к госзакупкам. В ближайшие три года общий рынок товаров будет дополнен общим рынком услуг, капитала и труда. Услуги, включая транспортные, энергетические и финансовые, должны будут предоставляться на условиях национального режима. Трудящиеся-мигранты будут иметь равные права на рынке труда. Заработает единый финансовый рынок.
Предполагается, что ядро евразийской интеграции расширится – за счёт Киргизии, уже подавшей заявку на присоединение к Таможенному союзу, а также Таджикистана, являющегося членом ЕврАзЭС. Определяется формат участия в евразийском интеграционном процессе Украины, Армении, Молдавии и, возможно, других государств СНГ, с которыми в 2011 году было заключено многостороннее соглашение о свободной торговле.
Создание Евразийского экономического союза (в дополнение к общему рынку товаров, услуг, капитала и труда) поставит в повестку дня вопрос о формировании общей стратегии развития, включающей проведение общей промышленной, сельскохозяйственной и научно-технической политики. С этой целью будут разрабатываться и реализовываться союзные программы развития. Возникнет необходимость в формировании бюджета наднационального органа со своими источниками финансирования.
В настоящее время наднациональный орган – Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая сменила в 2012 году Комиссию Таможенного союза, – уже имеет полномочия принимать решения по различным вопросам государственного регулирования в сфере торговой политики, таможенного, технического, антимонопольного регулирования, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля (таких вопросов насчитывается уже около 150). С завершением создания Единого экономического пространства эти полномочия будут дополнены функциями антимонопольного регулирования и контроля, согласования макроэкономической политики, гармонизации налоговых систем, регулирования тарифов на железнодорожном транспорте, регулирования энергетического рынка и другими.
Формирование Таможенного союза, а затем и Единого экономического пространства обусловлено рядом объективных преимуществ интеграции. Так, взаимная торговля государств-участников Таможенного союза отличается более высокой степенью диверсификации товарной структуры, чем внешняя торговля их с третьими странами. Большую долю занимает продукция с высокой степенью переработки. Если во внешней торговле 72,6% экспорта составили минеральные продукты, то во взаимной торговле – только 41,1%. Машины, оборудование и транспортные средства занимают 19% объёма взаимной торговли, в то время как доля продаж этих товаров за пределами Таможенного союза составляет лишь 2,4% совокупного экспорта.
Наряду с расширением рынка сбыта товаров формирование единой таможенной территории создаёт условия для восстановления трансграничной научно-технической и производственной кооперации предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Очевидно, что снижение издержек благодаря устранению таможенных, торговых и технических барьеров повышает конкурентоспособность и способствует экономическому росту государств-участников.
Повторюсь: для развития кооперации предприятий, участвующих в интеграции государств, необходима общая стратегия развития. Объединение рынков дает треть от 15%-го прироста ВВП, ожидаемого в десятилетней перспективе в результате успешной евразийской интеграции. За два года полномасштабной работы Таможенного союза был получен почти двукратный прирост взаимной торговли. Но дальнейший экономический эффект интеграции будет определяться результатами формирования общей политики развития. Согласно расчётам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, к 2030 году годовой прирост ВВП за счёт создания ЕЭП может увеличиться: для Белоруссии – на 14 млрд долларов, для Казахстана – на 13 млрд долларов, для России – на 75 млрд долларов. Не исключено, что совокупный же эффект для стран-учасниц составит около 900 млрд долларов, а в случае присоединения к ЕЭП Украины – 1,1 триллион долларов.
Следует как можно скорее разработать и утвердить стратегический план развития ЕЭС и программы его реализации на десятилетие вперёд. Согласно логике интеграционных процессов, основные направления перехода от Единого экономического пространства к Евразийскому экономическому союзу включают передачу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) полномочий по инициированию и принятию решений, а также создание союзных институтов регулирования экономики. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------