Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой
510,532 1,384
 

  Dobryаk ( Слушатель )
01 мар 2013 14:18:12

Тред №536099

новая дискуссия Дискуссия  113

Завтра, 2 марта, исполняется 100 лет со дня рождения Георгия Николаевича Флерова


Увы, эта фотография не передает всего очарования памятника в Дубне: он на редкость точно передает характер Г.Н.
Первооткрыватель совместно с Петржаком, спонтанного деления урана, он с фронта написал И.В.Сталину, что надо начинать работать над ядерной бомбой.  Письмо, впрочем, особого эфффекта не имело.

Под его руководством в Дубне были открыты 5 трансурановых элементов.
Отредактировано: Dobryаk - 02 мар 2013 14:38:33
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Стед Заон ( Слушатель )
02 мар 2013 21:11:23


Сто лет назад, 2 марта 1913 года, родился Георгий Николаевич Флеров, один из крупнейших ядерных физиков XX века, соавтор первой советской атомной бомбы и открытий целого ряда новых элементов.

Флеров был энтузиастом ядерной физики. В 30-е годы он работал в Ленинградском физико-техническим институте – вотчине академика А.Ф. Иоффе,  – физтеховцы сформировали кадровое ядро советского атомного проекта. Руководитель проекта Игорь Курчатов, его зам Анатолий Александров, "физик бомбы" Георгий Флеров, главный конструктор Юлий Харитон, "взрывник" Яков Зельдович, – все они в межвоенный период отдали дань ленинградскому центру ядерной физики.

Главный миф, сопутствующий биографии Флерова – это история о его письме Сталину, после которого тот внезапно оценил перспективы атомного оружия и немедленно запустил соответствующие работы. Флеров действительно написал Сталину, однако этим он не начал попытку "прошибить головой каменную стену" (цитата из того самого письма), а, скорее, закончил. Перед этим он минимум полгода экспансивно долбил всех, до кого мог дотянуться – включая Игоря Курчатова и Сергея Кафтанова, уполномоченного по науке в составе Государственного комитета обороны.
Следы отчаянных попыток убедить окружающих в своей правоте видны и в письме Сталину. "Это и есть та стена молчания, которую, я надеюсь, Вы мне поможете пробить, так как это письмо последнее, после которого я складываю оружие и жду, когда удастся решить задачу в Германии, Англии и США", – писал Флеров.

Флеров обратил внимание, что в зарубежных журналах практически полностью исчезли публикации по ядерной физике и сделал вывод о том, что иностранные военные вплотную заинтересовались созданием атомного оружия. Об этом он писал и в письме Курчатову где впервые обосновал один из распространеннейших впоследствии дизайнов атомного оружия – так называемую "пушечную схему". В промежутке всей этой переписки Флеров умудрился сделать в Казани доклад перед весьма представительным собранием физиков, включавшим в себя, в частности, А.Ф. Иоффе и П.Л. Капицу.

Государственный аппарат в общем и целом имел представление об актуальности проблемы еще с конца 1941 года. В мае 1942 года вместе с письмом Флерова через секретариат Сталина прошел доклад разведки о том, что на Западе ведутся работы по "урановой проблеме". Тогда же был проверен и факт резкого исчезновения публикаций по ядерной физике из открытой печати. Есть датируемая июнем 1942 года справка физика Виталия Хлопина, возглавлявшего Комитет по урановой проблеме. В ней он указывает: "Это обстоятельство единственно, как мне кажется, дает основание думать, что соответствующим работам придается значение и они проводятся в секретном порядке".
Тезисы Флерова подтверждались один за другим. Все это сошлось в одну точку – точку принятия решения. "Надо делать", – лаконично бросил Сталин летом 1942 года, выслушав сводный доклад по теме.

В августе 1942 года из действующей армии извлекают Флерова, начинают собирать с непрофильных оборонных работ остальных физиков-ядерщиков. 28 сентября выходит постановление ГКО "Об организации работ по урану". Проект советской атомной бомбы стартовал.

На Западе принято сравнивать биографии двух создателей ядерного оружия – Роберта Оппенгеймера и Юлия Харитона. Они, к слову, чуть не познакомились в 1926 году в Кембридже – разминулись на считанные недели. Однако для сравнения с Оппенгеймером куда больше подходит именно Флеров.

Судите сами: Оппенгеймер, по свидетельству очевидцев, сыграл ключевую роль в создании американской ядерной бомбы. Но после того, как бомба была сделана, он отказался от предложения возглавить работы по термоядерному оружию (этим занялся Эдвард Теллер) и начал активную антивоенную кампанию.

Флеров поперек политической колеи не шел, однако его ядерно-оружейная карьера удивительно схожа с оппенгеймеровской. Флеров был ведущим игроком в физической части работ по советской бомбе. В 1949 году советский боеприпас был успешно испытан, и буквально год спустя Флеров покидает оружейный проект.

Оставлено ядерное оружие, но не ядерная физика. В 1957 году Флеров возглавит лабораторию ядерных реакций в Дубне – в Объединенном институте ядерных исследований. С этого момента и до самой своей смерти (в 1990 году) жизнь Флерова связана с Дубной.

Занимался он сугубо мирной наукой – получением новых элементов таблицы Менделеева, тяжелых трансуранов. В Дубне под непосредственным руководством Флерова были синтезированы элементы с порядковыми номерами со 102 по 107. К слову, в новой номенклатуре 105-й элемент получил имя "дубний" (до 1997 года в России и СССР он был известен как нильсборий).

В 1998 году, уже после смерти Флерова, в Дубне совместно с американскими специалистами из Ливермора заявили, что сумели получить элемент с порядковым номером 114, его существование, однако, подтвердилось только в 2011 году. А менее года назад, в мае 2012 года, ему было официально присвоено собственное наименование – флеровий (Fl).

http://ria.ru/analytics/20130302/925352202.html
  • +0.00 / 0
  • АУ