Цитата: Dobryаk от 08.03.2013 13:26:12
Вручая архиепископу Луке (в миру все еще политссыльному Луке Войно-Ясенецкому) Сталинскую премию 1946 г за труды по гнойной хирургии, спасшие стольких раненых в Великой Отечественной (с началом ВОВ политссыльный отец Лука был назначен хируругом-инспектором госпиталей Сибири, а его "Очерки гнойной хирургии" были спешно переизданы массовым тиражом для фронта), Иосиф Виссарионович спросил:
--- Вот Вы много черепов вскрыли, но видели ли хоть раз душу?
--- Да, я сделал много черепно-мозговых операций, и души я не видел ни разу. Но я не видел и ума, но мы то с вами знаем, что он есть.
Ох уж эти байки. Я читал его крайне интересную биографию. Просто чудом не погиб в лагерях, в которых его отправляли верные сталинисты. Не встречался он со Сталиным, хотя премией был награжден.
А процитированный диалог был на процессе в Ташкенте, где Войно-Ясенецкий выступал экспертом защиты.
Летом 1921 года в Ташкент были доставлены из Бухары раненые и обожжённые красноармейцы. За несколько суток пути в жаркой погоде у многих из них под повязками образовались колонии из личинок мух. Они были доставлены в конце рабочего дня, когда в больнице остался только дежурный врач. Он осмотрел только нескольких больных, состояние которых вызывало опасение. Остальные были лишь подбинтованы. К утру между пациентами клиники ходил слух о том, что врачи-вредители гноят раненых бойцов, у которых раны кишат червями. Чрезвычайная следственная комиссия арестовала всех врачей, включая профессора П. П. Ситковского. Начался скорый революционный суд, на который были приглашены эксперты из других лечебных учреждений Ташкента, в том числе профессор Войно-Ясенецкий.
Стоявший во главе ташкентского ЧК латыш Я. Х. Петерс, решил сделать суд показательным и сам выступал на нём общественным обвинителем. Когда слово получил профессор Войно-Ясенецкий, он решительно отверг доводы обвинения: «Никаких червей там не было. Там были личинки мух. Хирурги не боятся таких случаев и не торопятся очистить раны от личинок, так как давно замечено, что личинки действуют на заживление ран благотворно». Тогда Петерс спросил:
— Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?
Отец Валентин ответил:
— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?
Следующий вопрос:
— Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы его видели, своего Бога?
— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.