О роли спецслужб в истории. Если в Петербурге (Николай №2, Глава Генштаба, МИД, Аитте) читали переписку посольства США с Госдепом (секретный отдел) и военно-морской разведкой в 1904-1905 гг -- то один расклад мирной конференции в Портсмуте. А если нет -- то другой. Говорят, читали и неплохо -- за сутки расшифровывали любой текст. См. архив "ротмистра Комиссарова" -- правда уцелело 6 папок -- остальное сгорело в феврале 1917 года... Уже рассекречен, есть монографии мизерного тиража от питерских любителей -- пробиваю Рунет на тему.
Про службу контрразведки и перехвата иностранных посольств в СПБ в 1904-1905 гг:
Комиссаров Михаил Степанович (1870-1933) - С 1904 г. в чине ротмистра возглавлял образованное при Департаменте полиции Секретное отделение по наблюдению за иностранными посольствами и военными агентами. Работа была чрезвычайно конспиративной (малейшая неудача могла вызвать европейский скандал) и сложной (один только китайский шифр составлял 6 томов). Были разработаны 12 шифров. Все документы доставлялись ночью на дом к Комиссарову, жившему под именем иностранца. Там их фотографировали и наутро уносили в Департамент полиции, т. к. Комиссаров опасался внезапного обыска по требованию какого-либо посольства. Во время заключения Портсмутского мира отделение Комиссарова узнавало американские условия раньше, чем посол США в СПб.
В 1909-1915 гг. - начальник Енисейского, Пермского, Саратовского, Вятского ГЖУ. В октябре 1915 г. был назначен начальником Варшавского ГЖУ (де-факто не существовавшего, т. к. русские войска оставили Варшаву). Служил в Петрограде, заведовал охраной Распутина. Помощник начальника петербургского охранного отделения. В марте 1916 г. назначен ростовским градоначальником, в августе 1916 г. уволен в отставку в чине генерал-майора. По свидетельствам очевидцев, «высокий здоровенный мужчина с красным лицом и рыжей бородой - настоящий Стенька Разин».
Использованы материалы книги: Дневник Распутина. М., ЗАО "Олма Медиа Групп". 2008. (Этот текст принадлежит составителям книги - канд. ист. н. Д.А.Коцюбинскому и канд. ист. н. И.В.Лукоянову).
Отсюда:
http://www.hrono.ru/…ar_ms.htmlЗдесь:
http://regiment.ru/Lib/A/39/4.htmТак, начальником специального подразделения Департамента полиции — совершенно секретного Отделения дипломатической агентуры был жандармский ротмистр М. С. Комиссаров. Он родился в 1870 г. в казачьей семье, окончил Полоцкий кадетский корпус, а затем 3-е Александровское военное училище. Военную службу проходил в 1-м артиллерийском мортирном полку. В мае 1904 г. перешел на службу в Отдельный корпус жандармов, где отвечал за проведение «деликатных» мероприятий (контрразведка, перлюстрация, печатание погромных антисемитских прокламаций) Департамента полиции. Это был серьезный, зрелый офицер, знающий несколько иностранных языков и обладающий хорошими организаторскими способностями. У коллег по Отдельному корпусу жандармов он особым расположением не пользовался. Они считали, что это был «совершенно беспринципный человек, способный на что угодно, вплоть до убийства мешавшего ему по каким-либо причинам человека, пьяница, развратник, наглец и провокатор...». О нем распространялись слухи, что он увел жену своего начальника генерала А. В. Герасимова и женился на ней в бытность того начальником Санкт-Петербургского охранного отделения. «...Высокий, полный, с красным лицом и серыми глазами, бегающими под синеватыми очками», — такое, в общем, нелицеприятное описание внешности Комиссарова оставил в своих воспоминаниях служивший под его началом в Перми офицер Отдельного корпуса жандармов Н. А. Кравец. Однако Комиссаров очень быстро делал свою служебную карьеру и к 30 годам стал уже полковником, поэтому такая нелестная характеристика вполне могла быть всего лишь выражением зависти к более удачливому и талантливому коллеге. Добавим также, что никто не отказывал ему в храбрости и личном мужестве при проведении сложных операций по обезвреживанию террористов.