отречение от престола Российской империи последнего российского императора Николая II, произошедшее 2 (15) марта 1917 года и ставшее одним из ключевых событий Февральской революции 1917 года и...
"Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет,
и дом, разделившийся сам в себе, падет"
Евангелие от Луки, XX, 17
Через 300 лет и 4 года после того, как застенчивый 16-летний мальчик, Михаил Федорович Романов, неохотно принял престол по просьбе русского народа, его потомок, тоже по имени Михаил, утратил его. Династия Романовых прекратила свое существование.
2 марта 1917 г. Николай подписал отречение в пользу сына Алексея. Его императорское величество царь Алексей II в возрасте двенадцати лет стал самодержцем всея Руси. Однако его императорство длилось всего несколько часов. После подписания отречения возникло замешательство в процедуре, длившееся почти шесть часов. Этот промежуток времени дал Николаю возможность осмыслить то, что он только что совершил. Он вдруг понял, что императору Алексею будет запрещено жить вместе с родителями, а разлука губительна и для больного сына, и для родителей. Осознав это, Николай II в тот же день написал новое отречение - теперь в пользу брата Михаила. История не отвела времени и императору Михаилу II. По настоянию революционного Совета Россия прощалась с монархией. Совет решил, что замена одного царя другим недостаточна. Он провозгласил лозунг: "Долой Романовых!" Когда в Думе сообщили Михаилу о решении Совета, он, подумав несколько минут, заявил: "Я решил отречься". Он добавил также, что согласен принять престол позже, если так решит Учредительное собрание.
Говоря о Николае II Александровиче, Марк Ферро в своей книге "Николай II" пишет:
"Его царствование, навязанное ему судьбой, превратилось в кошмар: он пережил две революции, был свидетелем десятков покушений в своем окружении, председательствовал в Думе, создавать которую не хотел, участвовал в ее заседаниях, а также в нескончаемых заседаниях Совета Министров. Кроме того, ему пришлось дважды вести войну, он же хотел быть апостолом мира. После длительного заточения он был убит, тогда как и до отречения и после его главной заботой было здоровье сына, единственного наследника, неизлечимо больного гемофилией".