Вопросы возвращения потерянных земель России
399,393 2,791
 

  этнограф ( Слушатель )
29 мар 2013 22:45:30

Тред №549197

новая дискуссия Дискуссия  94

Цитата: Юрий-Западная Сибирь
Что, перечислить все триста тридцать народов России.
да-да...И не позабудьте немцев с китайцами.

Цитата: Юрий-Западная Сибирь
А в отношении зарубежных территорий, так на ветке и пытаются разобраться, куда какой народ себя относит. Если слово "суперэтнос" не нравится, можно заменить его словом "цивилизация". Смысл не изменится, а слово "цивилизация" более красивое.


цивилизация=суперэтнос? Вы совершенно уверены?
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  Юрий-Западная Сибирь ( Слушатель )
30 мар 2013 22:12:07
Гумилев «Этногенез и биосфера земли.
        Напомним, что феномен этноса – это и есть поведение особей, его составляющих. Иными словами, он не в телах людей, а в их поступках и взаимоотношениях. Следовательно, нет человека вне этноса, кроме новорожденного младенца. Каждый человек должен вести себя каким-то образом, и именно характер поведения определяет его этническую принадлежность. А раз так, то возникновение нового этноса есть создание нового стереотипа поведения, отличного от предшествовавшего
       Люди в народ (этнос) объединяются характером  (стереотипом) поведения. То-есть, в сходных ситуациях люди ведут себя приблизительно одинаково. При контактах между людьми не возникает непонимания, есть ощущение «своего».
Суперэтнос – этническая система, состоящая из нескольких этносов (народов), возникших одновременно в одном ландшафтном регионе, проявляющаяся в истории как мозаичная целостность.
Крупнейшей единицей после человечества в целом  является суперэтнос, т. е. группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность, состоящая из этносов. Именно они являются этническими таксонами, наблюдаемыми непосредственно.
На уровне суперэтноса (для примера возьмем Средневековье) мусульмане – араб, перс, туркмен, бербер были ближе друг к другу, чем к членам западнохристианского этноса – «франкам», как называли всех католиков Западной Европы. А француз, кастилец, шотландец, входившие в общий суперэтнос, были ближе между собой, чем к членам других суперэтносов – мусульманского, православного и т. д. На уровне этноса французы были между собой ближе, чем по отношению к англичанам. Это не мешало бургундцам поддерживать Генриха V и брать в плен Жанну д'Арк, хотя они понимали, что идут против своих. Но ни в коем случае не следует сводить все многообразие видимой истории к осознанию этнического единства, которое лишь иногда является главным фактором, определяющим поведение человека. Зато ощущение этнической близости присутствует всегда и может быть отнесено к природе человека как инвариант. Иными словами, как бы ни был этнос  мозаичен и как бы разнообразна ни была его структура, на заданном уровне он – целостность.
         И самое интересное, что историки практически уже нащупали возможность такого подхода. Невольно они группируют этносы в конструкции, которые называют либо «культурами», либо «цивилизациями», либо «мирами»
.
         Поясню своими словами. Народы, как кусочки в мозаике. Каждый кусочек (народ) отличается от любого другого и абсолютно самобытен, но вместе они составляют картину, гармоничное  мозаичное изображение. Наблюдатель со стороны отчетливо видит эту мозаику и воспринимает как единое целое. Это единое целое и есть суперэтнос (цивилизация). В древности эти цивилизации имели отчетливое религиозное наполнение. Например, при Богдане Хмельницком присоединяли не украинцев, а  единоверцев (православных христиан).  Сейчас религиозное  наполнение осталось разве что, в мусульманском  суперэтносе,  хотя и работает плохо.
  • +0.28 / 4
  • АУ
 
 
  PH55 ( Слушатель )
01 апр 2013 11:52:49

На счёт определения этноса у меня есть свои соображения. Всё, как обычно, начинается с определений. Понятие "этнос" было введено именно потому, что существовавшие термины, народ, народность, национальность, нация и др. не отражали сути. Или точнее не были универсальными, применимыми ко всем ситуациям. Поэтому и было введено понятие "этнос", как нечто, включающее в себя всё многообразие сформированных людьми общностей. Поэтому я этнос определяю так.

Этнос - любая совокупность людей, обладающая двумя свойствами:
1. представители этноса отделяют каким-либо образом себя от остальных людей;
2. представители этноса воспроизводят сами себя из поколения в поколение.

Первому свойству удовлетворяет множество всяческих групп и сообществ. Студенты, например или шахтёры. Они чётко отделяют себя от всех остальных, они даже обладают некими поведенческими стереотипами, свойственными только студентам или шахтёрам, но они не являются этносом. Потому что дети студентов не становятся студентами, да и сами они со временем перестают быть студентами. Но если возникает ситуация, когда сын дворника обязательно становится дворником (как в индийских кастах), то такие профессиональные сообщества становятся этносом. А вот семья Ивановых, к примеру, является этносом, потому что сын Ивановых тоже Иванов. В этом смысле семья является своеобразным микроэтносом, элементарной частицей всякого этноса. Так как пока дети у нас появляются исключительно в семьях, то любой этнос всегда будет состоять из подобных микроэтносов-семей.

Далее, этносы образуют некую систему вложенных множеств. То есть каждый этнос может входить в состав другого этноса более высокого уровня. Семья Ивановых, например, образует этнос. Некоторое количество подобных семей образуют другой этнос - жители села Нижние Деруны. Они отличают себя от окружающих, в том числе и от жителей Верхних Дерунов. Нижнедерунцы, в свою очередь, вместе с верхнедерунцами и жителями других населённых пунктов региона считают себя чувашами, то есть все они образуют этнос более высокого уровня - чуваши. А все чуваши считают одновременно себя русскими, то есть русские - это этнос ещё более высокого уровня. Человек может быть в составе нескольких этносов только в том случае, если эти этносы вложены друг в друга. А вот представителем двух этносов одного уровня одновременно человек быть не может. Точнее может, но непродолжительное время, это состояние неустойчивое. Человек может перейти из одного этноса в другой, иногда для этого достаточно переехать из пункта A в пункт B, а иногда этого совершенно недостаточно - нужно полностью переформатировать свои поведенческие стереотипы, чтобы представители нового этноса посчитали его своим.
  • +0.56 / 5
  • АУ
 
 
 
  Юрий-Западная Сибирь ( Слушатель )
03 апр 2013 07:52:02
Вы правы, групп даже больше. Правда называть все группы этносами будет неправильно, иначе семья - отдельный этнос. Я поправлю классификацию
1. Социальные группы разной величины. Это семьи, группы по профессиям, неформальные объединения - различные байкеры, рокеры, металлисты, хиппи и другие.  Любимая игрушка большевиков – классы тоже социальные группы.  Социальные группы не несут этнического наполнения, в них объединяются люди разных национальностей. Очень показательна история казачества. Во времена Ермака Тимофеевича это ватаги казаков-социальные группы. Как только царю удалось сделать их оседлыми, закрепить за  казаками  территории, создать на этих территориях казачью администрацию, социальные группы  казаков  начали превращаться в казачий субэтнос русского этноса. К 19 веку  это был уже сформированный субэтнос.  
2. Субэтносы – это  подразделения этноса, существующие лишь благодаря тому, что они входят в единство этноса. Без этноса они рассыпаются и гибнут. Это роды, кланы, тейпы, торриториальные  субэтносы. Например: этнос  чеченцы состоит из субэтносов – тейпов. Этнос великороссы состоит из субэтносов  сибиряков, уральцев, волжан, москвичей и т.д.  Был субэтнос старообрядцы.  Субэтнос может превратиться в этнос, если у него есть отдельное территориальное образование.
3. Этнос (народ). Этнос состоит из субэтносов. Человек  на территории проживания может ощущать себя карелом, например, а при приезде в Москву он считает себя русским. При образовании отдельного  государства на его территории всегда происходит формирование отдельного этноса. Пример американцы, украинцы, белорусы. Это показывает, что существует прямая связь между государством и народом (этносом). Новообразованное государство всегда начинает создавать на своей территории отдельный народ. Здесь  трагедия Украины.  На Юго-Востоке  русские не хотят превращаться в украинцев, они считают себя украинцами по территории проживания, а в Центре уже существует отдельный народ - украинцы. Отсюда изрядная путаница. По поводу китайцев в России. Это гастарбайтеры. Они не влияют на ситуацию в России, при трудностях мгновенно убегут к себе домой, в Китай.
4. Суперэтнос.  Это крупнейшая единица после человечества в целом - это группа дружественных этносов, возникшая одновременно в одном регионе. В истории остаются суперэтносы. Кто сейчас вспомнит, сколько этносов входило Римскую Империю, а сама Империя не забыта.  Суперэтносы чрезвычайно устойчивы, они не смешиваются между собой. Суперэтнос может находится, как на территории одного государства, так и на территории нескольких государств. Внутри суперэтноса, государства и народы легко сливаются и видоизменяются. Если определить, что белорусы, например, находятся в одном с нами суперэтносе, то принципиальных  преград  для  объединения в одном государстве или  содружестве нет никаких. А если западноукраинцы относят себя к Европейскому  суперэтносу, то удержать их нет возможности. Они нам чужие и убегут.

сокращайте цитаты, пожалуйста
  • +0.50 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  PH55 ( Слушатель )
03 апр 2013 16:38:46

Всё так, только я вижу причину того, что социальные группы становятся этническими, в том, что некие социальные признаки начинают передаваться по наследству из поколения в поколение. Казаки были социальной группой, пока не обзавелись семьями. То есть определяющим фактором является именно семья, как социальная группа, воспроизводящая себе подобных. Семья - ячейка общества - фраза избитая, но, тем не менее, абсолютно верная. Нет семьи - нет этноса (субэтноса, супреэтноса). Есть семья - обязательно будет какая-нибудь этническая группа.
  • +0.23 / 1
  • АУ