Цитата: Arbaleth от 09.04.2013 19:17:33
Я, как Вы могли бы видеть из моих постов, скептически отношусь к поискам аналогий современных космогонических и эволюционных теорий в канонических религиозных книгах, хоть в Книге Бытия, хоть в Трипитаке, хоть где еще. ...
Ну и еще один момент, который непременно надо учитывать: для того, чтобы адекватно разбираться в смыслах древних канонов, их надо читать в оригинале и, мало того, хорошо представлять себе историческую обстановку, в которых они создавались. Иначе исходная картина будет искажена просто до неузнаваемости...
Цитата: spv2 от 09.04.2013 23:46:29
Видите ли, принято считать (т.е. не думаю, что тут мы разойдёмся во мнении), что значительную часть информации, если не всю, о сотворении мира Бог сообщил людям в виде откровений...
Т.е. даже если допустить возможность погрешности при записи откровения, многие места читаются однозначно. А там, где могут возникнуть вопросы, нужно сильно постараться, чтобы увидеть нечто принципиально иное. И если Вы видите там что-то принципиально иное, то чем Вы отличаетесь от тех самых исследователей "кодов Библии"?
Arbaleth, благодарю за ссылку. Постараюсь ознакомиться.
Цель обращения к книге Бытия по поводу теории эволюции с моей стороны, конечно, состоит не в том, чтобы доказать, что Моисей уже все узловые моменты Теории эволюции понимал, и просто другие не понимали его гениальных мыслей. Но, кажется, вы такое и не подразумеваете.
Христианство полагает, что книга Бытия есть результат Богооткровения Моисею. Поскольку Господь "хранит истину во век" по убеждению христиан, то всё Богооткровение должно быть истинно. Место, посвященное созданию мира, является очень малой частью этой книги, и тем не менее, оно там присутствует. Для получения и этой информации, Моисей, по убеждению христиан, не прибегал к научному познанию. К настоящему времени удалось научными методами заглянуть в прошлое Вселенной и, в частности, Земли, и поэтому для меня возникает вопрос: есть ли какие-либо неустранимые противоречия результатов науки и то, во что я верю; видимо, для многих других христиан он также интересен. Это есть первая цель.
Другая цель -- цель сравнительного анализа других религий состоит в том, чтобы вообще понять, на сколько вольной может быть интерпретация и утверждение, что систему мироздания в любой религии можно примерно с равной степенью сложности/лёгкости привести в согласии с научным представлением. То есть опровергнуть тот тезис, что приводите Вы -- потому что если было так, как Вы говорите, то Вы были бы и правы в том, что это вообще бессмысленное занятие. А им ведь неуёмно занимаются. У меня есть один простой пример -- древнегреческая мифология, о которой наверно всем известно со школы. Она на много меньше согласуется с положениями Теории эволюции. Видимо, также далеко и индуистское представление о происхождении мира, если верить Википедии. Поэтому, если даже по-атеистически определить книгу Бытия как эпос древних евреев, то в этом состязании она опередит древнегреческий и древнеиндийский эпос.
Ещё одна цель состоит, как я уже говорил, в диалоге с наукой. Это практическая цель, поскольку должно быть достигнуто единое решение по поводу того, как преподавать Теорию эволюции в школе детям. Для этого христиане должны сказать, какие утверждения для них являются неприемлемыми, и выяснить, является ли научно обоснованным настаивать на этих утверждениях. Я убеждён, что таких утверждений для науки не существует. Но для того не надо записывать в неприемлемые с точки зрения христианства утверждения, на самом деле являющиеся индифферентными по отношению к нему. Приведу расширенный список
Цитата: Вергелес Сергей от 08.04.2013 02:15:01принципиальных моментов
, которые, по моему мнению, должны соблюдаться при изложении Теории эволюции в школе
1)
Неприемлемое утверждение: материя существовала вечно.
Позитивное утверждение: Мир создан из ничего.
2)
Неприемлемое утверждение: человек произошёл от обезьяны / человек по сути такое же животное, как и коты, собаки, мыши и обезьяны, но только более высокоразвитое / нравственность в человеческом обществе, отношения между людьми есть продукт эволюции.
Позитивное утверждение: человеческое тело, по-видимому, произошло (было произведено) от обезьяны, человек же является образом Божиим, не сводящимся к своему телу, и потому по своей природе является принципиально отличным от обезьяны. Таким образом, по сути человек появился скачкообразно, и никакого непрерывного образования человека как человека не было. Вся нравственность и отношения между людьми являются продуктами реализации свободы воли человека как образа Божия, при этом эта реализация, по-видимому, сопровождалась процессами генетического отбора.
3)
Неприемлемое утверждение: На ранних стадиях истории человечества человеческие особи могли производить потомство совместно с другими человеко-подобными обезьянами, это потомство, в принципе вполне вероятно влилось в человеческое сообщество. (Не знаю точно, есть ли такие утверждения, но всё же)
Позитивное утверждение: Все люди являются потомками одной человеческой пары -- Адама и Евы.
4)
Неприемлемое утверждение: христианское учение противоречит выводам науки.
Позитивное утверждение: христианство главным образом не ставит своей задачей научное исследование мира, но то краткое, что дано в книге Бытия, не противоречит выводам науки.
Я не думаю, что тут справедливы возражения в духе, что на уроках биологии дети учат биологию, и религию упоминать на них, мягко говоря, не уместно. В школе, как в прочем и в высшем образовании, в первую очередь следует преследовать цель образования человека. На уроках биологии, безусловно, у любого думающего школьника (а таких должно быть 100%) возникает вопрос, как же вяжется Теория эволюции с положениями наиболее представленной религии в России. Цельность образования требует дать тут же краткий ответ школьнику на этот вопрос.