Цитата: Ярославна от 22.04.2013 01:28:34
Хотелось бы сказать о "номинально" православных. Существовали такие империи как Византия, Россия - всё население, которых было православным. Мы понимаем, что глубоко верующими были далеко не все; но практически все воспринимали православие как руководство в своей жизни, не мыслили себя вне Церкви, а степень благочестия была, конечно, разной.
Православные традиции и культура сопровождали повседневную жизнь. Далеко не у всех было "горение сердца", далеко не все посвещали досуг покаянию и молитве; но даже относительно поверхностное соблюдение обрядов дисциплинировало и объединяло.
К тому же следует добавить, что есть и путь сформулированный одним подвижником: "от внешнего - к внутреннему".
"Свято место пусто не бывает", поэтому исключение православных традиций и обрядов из народной жизни будет немедленно замещено, а вот как именно, можно увидеть в "постхристианских" странах Европы.
Так что предлагаю строго не судить, да и нам это не завещано. Один святой говорил так: "сей своё хоть и худое зерно, чтобы тебе не умереть от голода." Иначе можно попасть в ситуацию, когда зёрна не первого сорта мы выбросим (хотя всегда есть надежда на хороший урожай), и поле наше незасеяннное покроется сорниками и колючками.
Цитата: чебуратор от 22.04.2013 23:39:17
С историей Российской Империи 19 века знакомился по хорошим первоисточникам.
Письма св. Игнатия Брянчанинова, вышедшие под редакцией Марка Лозинского.
Духовное состояние современного св. Игнатию общества иначе как катастрофой не назовёшь.
Фарисеи были "номинальными иудеями", апофеозом такого типа вероисповедания стало богоубийство.
Так что "номинальное православие" вещь далеко не безобидная
Думаю, что замечания
Ярославны и
Чебуратора не противоречат друг другу. Я бы разделил две вещи
1) нравственность. Т.е., если кратко, последние 6 заповедей Моисея, не касающиеся Бога; первые 4-ре в том смысле, что по крайней мере надо аккуратно относится к вере других людей.
2) формальную принадлежность к конфессии -- т.е. то, что было в том числе и Российской империи
Христианин понимает, что нравственным может быть только христианский святой, и то не в полной мере. И тем не менее, нравственность нерелигиозного человека может быть очень разной. И во многом от степени нравственности зависит его потенциальная возможность обращения в христианство.
Поэтому соглашаюсь с
Ярославной в том, что в интересах христиан -- поддерживать нравственность общества.
И в этом смысле не могу согласиться с отцом диаконом Андреем Кураевым, где он
выражает протест против того, чтобы давать в том числе и физический отпор геям и пропагандистам геев. Мол-де, в послании Коринфянам 6:9 у ап. Павла написано "Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии («пассивные» гомосексуалисты), ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни злоречивые, ни хищники Царствия Божьего не наследуют", и поэтому если у нас в обществе есть, например, прелюбодеи и воры, то не стоит особенно напрягаться по поводу того, что могут появиться и геи. Возражения мои таковы.
Во-первых, законы пишутся для всех, и для не-христиан, и для христиан. И поэтому обще-государственные моральные нормы интересны не только для христиан, но и для не-христиан. С точки же зрения христиан не-христиане живут до некоторой степени в ветхо-заветной морали, а там, например, можно было разводится и жениться снова, но гомосексуализм строго пересекался.
То есть таки есть различие грехов прелюбодеяния и можеложества. Понятно, что понятие прелюбодеяния входит и съём проституток, но в нашем обществе на данный момент это есть плохо. И воровать плохо.
А во-вторых ясно, что текущая попытка навязать гее-толерантность есть ни что иное как требование подчиниться стандартам Запада, т.е. признать в этом отношении свой вассалитет по отношению к Западу. Кстати, в главном -- поскольку вопрос совести и нравственных идеалов есть самый важный вопрос. Потому что вообще -- любовь к геям есть просто какая-то прихоть западной цивилизации, абсолютно не нужная ни им самим, ни кому-либо другому То есть
борьба против гее-прав и гее-пропагандистов -- это отстаивание независимости России, которая, опять-таки, интересна не только христианской части российского общества.
Соглашаюсь с
Чебуратором в том, что только формальная принадлежность к христианству большого слоя общества только вредит христианству. Как и любое лицемерие. Поэтому тут следует согласиться и с тем же диаконом Андреем Круаевым, который каждый подходящий и не очень раз пытается сказать слово против огосударствления христианства. Это правильно, потому что ни к чему, кроме прогнивания такое огосударствление не приведёт. Но, хочу заметить в свете взрыва активности со стороны
prescriber, что это не то же самое, что обесправить христиан в гражданском обществе.