Цитата: spv2 от 25.04.2013 20:55:14
Я рассуждаю по образу того, как это делает Arbaleth. И, насколько я понял, он как раз равняет душу и научные факты. Впрочем, многие вещи наука пока не объяснила, потому научно отвергать наличие души пока рановато. Можно не трогать теорему. Можно попытаться вычислить погрешность, когда предмет наблюдения и наблюдаемый суть одно и то же Недоказанность многих прочих вещей, принимаёмых на веру, его, почему-то не заботит так, как вера в наличие души...
Суть теоремы в том, что невозможно полностью понять систему, не обладая частью знаний о вышестоящей системе. Т.е. чтобы понять душу, нужно знать то, что стоит над ней.
Если Вы не поняли, я попытался рассуждать с позиций самого Arbaleth'a. В самом деле- что такого в попытках доказать/опровергнуть наличие души? Попытаться изучить её? Если человеку дана такая возможность?
Ага, дошли-таки до теоремы Эшби, так и знал. А давайте Вы ее сформулируете в математических терминах, ну, как сделал Эшби в своем "Введении в кибернетику". А ПОСЛЕ этого мы с Вами порассуждаем на тему "сути" теоремы и о том, имеет ли она отношение к душе. И кстати, вопрос: система для Вас - это именно система в математическом смысле (как у Эшби) или гуманитарное бла-бла-бла, что-де "система - это то, что состоит из частей и связей, но является чем-то большим, чем просто набор частей и связей " и т.п. бессодержательная муть? Если второе - то то, что Вы назвали теоремой - не теорема, а фигня на постном масле: теорема - это МАТЕМАТИЧЕСКОЕ утверждение, у которого есть МАТЕМАТИЧЕСКОЕ доказательство, т.е. высказывание, выведенное из заранее фиксированной системы аксиом с помощью заранее фиксированных правил вывода. Итак, Ваше определение системы и Вашу формулировку теоремы Эшби - в аудиторию, и начинаем обсуждать. Нет этого - забываем как извив гуманитарного словоблудия.
Да, для меня И ДЛЯ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА доказательством существования чего-то является научно установленный факт, т.е. факт, установленный с помощью принятой в научном сообществе методики. И только так! Остальное - не наука, а набор притч.
И заметьте - я ничего НЕ отвергаю, ибо следую максиме Бертрана Рассела: НЕВОЗМОЖНО доказать, что вокруг Марса по какой-то орбите НЕ вращается маленький фарфоровый чайник! Именно поэтому УТВЕРЖДАЮЩИЙ БЕРЕТ НА СЕБЯ БРЕМЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, а не отрицающий! Это было известно еще средневековым схоластам. А потому, если Вы утверждаете, что душа существует, то именно ВЫ это и обязаны ДОКАЗАТЬ! Вот в чем дело-то! Я ведь не утверждаю, что души НЕ существует, а лишь прошу тех, кто это утверждает, привести ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ее существования! Да и доказательства ее БЕССМЕРТИЯ заодно! А то я, к стыду своему, ничего ВЕЧНОГО во Вселенной представить себе не могу!
И в завершение: я знаю только одну религию, которая предъявляет какие-то доказательства своих утверждений. Увы, это опять буддизм. Не буду долго рассусоливать на эту тему, ограничусь лиши примером того, как в буддизме доказывается, что мир иллюзорен. А вот как: наставник берет себе послушника и велит ему вырастить себе "помощника", некоторое "нематериальное" существо, которое, тем не менее, подсказывает послушнику что лучше сделать, а чего не делать, поддерживает духовно, с которым можно разговаривать, задавать вопросы и получать ответы. Разумеется, наставник использует для этого специальные психологические тренинги, и через несколько лет послушнику удается вырастить себе помощника. "Реален ли твой помощник?" - спрашивает учитель послушника. "Ну, разумеется, - отвечает послушник, - он так же реален, как и Вы, как и я сам, я с ним говорю. общаюсь, трогаю его, он мне отвечает тем же". "Отлично!" - говорит учитель и переходит к новой ступени тренинга, которая в итоге убеждает послушника в том, что его помощник всего лишь иллюзия. После этого учитель задает послушнику вопрос о реальности помощника и получает ответ, что помощник, очевидно, чистая иллюзия, поскольку полностью меняет свой облик, плотность, цвет и пр., стоит лишь послушнику представить себе это. "Но ведь ты же раньше был абсолютно уверен, что твой помощник столь же реален, как и ты сам, и я , и вон та корова, и вон та гора?" "Да, - растерянно отвечает послушник, - но теперь я точно так же абсолютно уверен, что помощник просто иллюзия". "Вот ИМЕННО ТАК и устроен весь чувственный мир, - заключает учитель". Все, утверждение об иллюзорности чувственного мира доказано: послушник теперь не просто в это верит под действием авторитета учителя, он это прочувствовал на своей шкуре.
Вот ничего подобного хоть как-то похожего на доказательство, а не на утверждение, в которое нужно просто поверить, касательно бессмертной души я не знаю. Если есть что-то в таком духе - в студию!
Примечание: поправил досадную опечатку, изменил "также" на "так же".