Богатыри евразийской интеграцииВо Владимире построят Евразийский парк молодежи
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве на политическом, экономическом и правовом уровнях взаимодействия уже несколько лет показывают положительную динамику, несмотря на беспрецедентное противодействие Запада. Однако это движение сверху, которое без идеологической и информационной настройки общественного мнения имеет ограниченные перспективы. Наконец в этом году политическая воля стран евразийского партнерства достигла и социокультурной парадигмы объединения — на экономическом форуме во Владимире было объявлено о строительстве в этом древнерусском городе Евразийского парка молодежи, который будет иметь образовательные, коммуникативные, развлекательные и исследовательские функции для молодых людей стран ЕврАзЭС.Нервное заявление в конце прошлого года госсекретаря США Хиллари Клинтон о том, что США не допустят экономической интеграции на постсоветском пространстве, говорит лишь о том, что какие-либо более или менее логические попытки противодействовать восстановлению единого рынка на ментально и исторически единой территории бывшего СССР успехом не увенчались. «Это будет называться по-другому: Таможенным союзом, Евразийским союзом или еще как-нибудь в этом роде. Мы знаем, какова истинная цель, и пытаемся найти эффективные способы замедлить или предотвратить это», — не стесняясь выйти за рамки дипломатического протокола, заявила госпожа Клинтон.Между тем процесс идет впечатляющими темпами, причем по экспоненте. По мере того как экономические новости из ЕС с каждым днем становятся все мрачнее, а прогнозы все пессимистичнее, векторы мировоззренческих устремлений населения, а за ним и внешнеполитических стратегий политических элит постсоветских стран все отчетливее смещаются в сторону не европейского, а евразийского центра притяжения. Ситуация для Запада усугубляется еще и тем, что даже существующий зародыш (по историческим меркам) единого рынка трех стран региона — России, Белоруссии и Казахстана — уже успел продемонстрировать не только свою состоятельность, но и экономические выгоды для каждого. Устранение таможенных барьеров, границ, правовых и законодательных различий, а также открытие огромного единого рынка для производителей увеличило возможности бизнеса и промышленности, спровоцировало рост мобильности экономики в целом. Товарооборот внутри Таможенного союза вырос значительно больше, чем с контрагентами за его пределами, экспортные возможности высокотехнологичных компаний, особенно казахских и белорусских, также ощутимо вырос.
В итоге в этом году на вступление в ТС и ЕЭП уже выстраивается очередь. Заявку на вступление подали Армения, Таджикистан, Киргизия, ведутся активные переговоры с Туркменией и даже с Молдовой. Украина пытается изобрести модель интеграции в ассоциированной форме. Вашингтон, испугавшись появления экономически независимого от него союза стран, способного сформировать единый рынок, достаточный для окупаемости новых технологий, практически еженедельно отряжает внушительный политико-дипломатический десант то в одну, то в другую страну. 2 марта делегация во главе с замгоссекретаря США посещает Ашхабад, а уже 21 марта прибывает со срочным визитом в Бишкек. В апреле они уже заседали в американо-украинском совете в Киеве, а в мае атаковали Ереван. Везде американские дипломаты, не стесняясь в выражениях, критиковали интеграционные инициативы Москвы, традиционно пугая будущей вассальной зависимостью от России, и навязывали идеи евроатлантического и европейского партнерства. Главная битва, естественно, идет за Украину как страну с наибольшим промышленным и рыночным потенциалом, а также занимающую стратегически важное положение в Европе на стыке цивилизационных континентов.
Стоит отметить, что любая межгосударственная экономическая интеграция в долгосрочной перспективе невозможна без формирования единого социокультурного пространства. Это обязательная стратегическая увязка, поскольку движение капиталов, технологий и ресурсов всегда сопряжено с межчеловеческим взаимодействием, и чем больше общих точек соприкосновения в мировоззренческой и ментальной системах координат у населения стран, тем легче им вести дела и понимать друг друга. Кроме экономической составляющей должна быть гуманитарная, социальная, культурная, просветительская, образовательная и другие компоненты. К счастью, управленческая элита в странах евразийского содружества это понимает. Поэтому в прошлом году стартовала масштабная программа по открытию русских школ во всех странах СНГ, их число будет доведено до 14 тыс. В российских вузах отводятся квоты для поступающих из союзных стран студентов. В 2012 году было проведено 54 международных фестиваля в городах стран ЕврАзЭС, а на этот год запланировано 67. Это уже не просто движение капиталов, инвестиций, ресурсов и т.д., а свободное и массовое движение целых срезов поколений различных наций, когда-то составляющих одно историческое целое, а потом искусственно разделенных в результате поражения в холодной войне.
На прошлой неделе евразийская интеграция получила новый импульс на уровне политической воли. 29 мая во Владимире на экономическом форуме «Покупай владимирское. Покупай российское», где присутствовали (лично или опосредованно) министры, представители различных федеральных министерств и ведомств, было объявлено о строительстве во Владимире Евразийского парка молодежи. Врио губернатора Владимирской области, бывший вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова объявила о запуске проекта на пленарном заседании форума, практически заложив первый камень под фундамент единого молодежного социокультурного пространства ЕврАзЭс. Символично, что для реализации этой идеи выбран именно Владимир — город, сыгравший объединяющую роль в становлении российской государственности и на протяжении всей истории служащий духовным центром русской цивилизации.
Проект предполагает создание инфраструктуры для эффективного творческого взаимодействия интеллектуально активных молодых людей стран экономического объединения. В него будут включены центр экологического туризма, центр перспективных разработок, Евразийский университет, Город дружбы, где ребята из стран содружества смогут практиковать политику добрососедства и изучать обычаи и традиции друг друга, экопарк с зоной отдыха, спортивный городок, Музей истории евразийства и многие другие объекты.
Идея была предложена председателем Молодежного союза стран СНГ Андраником Никогосяном, который до этого много лет занимался реализацией политики добрососедства между Россией и Арменией, а сейчас курирует молодежную политику в структурах СНГ и ЕврАзЭс. Оперативно, в рамках пленарного заседания, была создана рабочая группа по претворению в жизнь этой геополитической инициативы. Председателем рабочей группы назначен продюсер владимирского форума Сергей Баженов — один из ведущих в России экспертов в области инновационных мультимедиарешений. На вопрос «Вы уверены, что столь масштабный инфраструктурный проект реально реализовать в разумные сроки?» Сергей убедил своим оптимизмом: «Если по-настоящему работать, то проект реально осуществим в разумные сроки. Если бы я был не уверен в чистоте намерений власти, я бы никогда не подписался на эту историю. А у Владимирской области сейчас появился огромный потенциал — Светлана Юрьевна человек громадной энергии, максимально ориентированный на результат». Министр природных ресурсов РФ Сергей Донской поддержал идею создания экогорода молодежи и выразил готовность оказать помощь в реализации проекта на самом высоком уровне экологических стандартов.
Знаменитый французский политолог, один из идеологов современной политики евроинтеграции ЕС, а ныне член Европарламента Марсель Пьезо, смотревший всемирную онлайн-трансляцию форума, так прокомментировал новую инициативу: «Замечательный по своей идейной конструкции проект. К сожалению, в Европе подобный парк не имел бы и десятой доли того потенциала, который может быть заложен в Парк молодежи во Владимире. Ведь у европейских народов нет той единой исторической памяти, того громадного духовного и ментального наследия и, что самое главное, нет цементирующей геополитической связки в виде русского языка, который и формирует единый понятийный аппарат и мировоззренческие ориентиры людей, живущих в странах Евразийского партнерства».